В семье три токаря

Михаил Куштапин| опубликовано в номере №1265, февраль 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Шишкины не воспитывали своих детей нудными нотациями, окриками, ремнем. Они воспитывали их постоянным, внимательным общением, личным примером. Насколько себя помнят Владимир и Михаил, мать и отец всегда обращались с ними на равных, разговаривали как со взрослыми. Бывало, что и наказывали. Не без этого. Володя два раза в углу стоял. Задело. Приходилось бывать там и Мише. Тоже за дело. Но один раз его отругали ни за что. Нашли в ванной окурок. Потом выяснилось, что сигарету обронил приятель Петра Гавриловича. Отец и мать извинились перед Мишей в присутствии старшего сына. Мелочь? А не из таких ли мелочей складываются взаимоотношения взрослых и детей, взаимопонимание, уважение? Педагоги категорично заявляют: в воспитании мелочей не бывает.

Петр Гаврилович никогда не считал зазорным вымыть пол в квартире, приготовить обед, сделать уборку. Теперь львиная доля домашних хлопот лежит на плечах сыновей. Их не надо ни о чем просить. Они приучились к этому с ранних лет. И вроде бы опять сами. Не принуждали их, не повторяли изо дня в день, что надо помогать матери. Но когда по примеру отца взял в руки маленький Вова веник, и, хотя не столько подмел, сколько напылил, его похвалили.

У каждого члена семьи есть определенный, устоявшийся круг домашних обязанностей. Деньги все отдают Нине Ивановне. Деньги не прячутся. Всегда у всех на виду. Каждый может взять сколько хочет. Берет сколько нужно, на что – все знают. Кому, что и когда купить, решает не мать. Советуются. Бывают и разногласия. Побеждает большинство голосов.

Ни мать, ни отец не думали, что их сыновья будут токарями. Вообще не думали, не гадали, кем они будут. Рассуждали так: кем захотят, кем смогут – тем и будут. Почувствовал к какому-то делу тягу – в добрый путь! Иди, учись, добивайся. Не забывай только, что и само дело себе служителя выбирает: требует от него определенных качеств, способностей, знаний. Мы же чем можем – поможем. А зачем навязывать детям свое хотение, желание? Это – что костюм с чужого плеча дарить. Мал-велик, а носи. Родительского счастья на несчастье детей не построишь.

Шишкины думали и заботились о другом. Чтобы их дети росли здоровыми и честными, добрыми и ответственными за свои дела и поступки. И как могли воспитывали в сыновьях эти качества. Главным же смыслом воспитания для отца с матерью, пожалуй, было то, чтобы сыновья постепенно, исподволь готовились к самостоятельной жизни. Чтобы, когда придет их время, не испугались они взрослости, самостоятельности, не растерялись. Конечно, тут нельзя сбрасывать со счетов и детсад, и школу, и профтехучилище. Но они были всего лишь помощниками Нины Ивановны и Петра Гавриловича. Добрыми, умными, прекрасными помощниками. Но главной школой для Владимира и Михаила была семья, в которой сама их жизнь являлась учебой, а учеба – жизнью.

Владимир сейчас не помнит точно, сколько ему было лет, когда отец в первый раз привел его на завод. Но то, что он там увидел, хорошо запомнил. Токарный станок его и зачаровывал и пугал. Показался он ему таким огромным, всемогущим, что Володя сразу же решил, что никогда не сможет на нем работать, даже когда таким же большим станет, как папа. Но с тех пор он ждал как праздников тех дней, когда отец соглашался сводить его в цех. А когда и Миша впервые оказался у станка, ему уже Володя с важностью и чрезмерной серьезностью объяснял, где станок включается, как на нем работают и что сам-то станок без человека ничего не умеет делать. Миша стоял, робко смотрел на отца и старшего брата и обоим завидовал.

На свою работу приводила сыновей и Нина Ивановна. Интересно было и там. Но, не сговариваясь, дети заявили, что это дело для девчонок. Самая лучшая, самая трудная и самая сложная работа у папы.

Что это – ранняя профориентация? Возможно, что именно с этих первых посещений и зародилась в сыновьях любовь к токарному делу. Но Петр Гаврилович и Нина Ивановна меньше всего под такими экскурсиями подразумевали профориентацию. Они и слова такого никогда не употребляли. Узнали-то его недавно, когда оно в моду вошло. Водили они сыновей на свои рабочие места без всяких тайных мыслей. Считали своим долгом показать, как мать с отцом работают, за что деньги получают, на которые они живут, кормятся, одеваются, ходят в кино, театры, покупают книги, вещи, те же игрушки.

С малых лет родители сумели открыть сыновьям одну простую, но необходимую истину: труд – вот главная пристань человека.

В восьмом классе Владимир твердо решил: сдаст экзамены и поступит учиться на токаря в среднее профтехучилище. Выбрал уже и ПТУ. Двадцать второе. Ходил туда – понравилось. Ходил не один – с товарищем-одноклассником. Вместе решили и поступать. На следующий день у товарища произошел большой «разговор» с матерью. И надо было так статься, что и Володя оказался тут как тут.

– Это надо же, что надумал! – кричала мать на его друга, все более распаляясь. – В ПТУ он пойдет! Ни в чем ему не отказываем – учись только. У нас не было такой возможности, так думали, сыночек получит образование, в люди выйдет. А он вон тебе что! Работать захотел! Учиться ему лень!

– Так ведь для того и учимся, чтобы работать, – вставил в недобрый час Володя. – В ПТУ тоже надо учиться.

– А ты, защитничек, помолчи! Молод еще рассуждать. Я и к твоей матери схожу. Она тебе объяснит, для чего вы учитесь! И где надо учиться!

Но у Володи уже было объяснение с родителями. Выслушали его внимательно.

– Ну, что, отец, скажешь? – спросила Нина Ивановна мужа.

По голосу Володя понял: мать одобряет. Петр Гаврилович с ответом не спешил, выдержав солидную паузу, сказал:

– Что ж, думаю, дело неплохое. Получит специальность. Получит среднее образование. К восемнадцати годам, глядишь, – и сам себе голова. А учиться дальше надумаешь – учись. Пока живы-здоровы – поддержим. А случись что с нами – ты уже сам себя содержать сможешь. И нам помощником окажешься. – и. помолчав, добавил: – Токарь – дело стоящее. Конечно, если токарь хороший.

Двенадцать лет с того вечера прошло. Владимир Шишкин стал хорошим токарем. Четыре года назад его мастером смены назначили. Поработал, почувствовал, что для мастера у него знаний маловато. Вернулся к станку, но уже студентом. Поступил на механико-экономический факультет заочного Северо-Западного политехнического института. Сама работа заставляет Владимира учиться дальше. Не стоит жизнь на месте.

Михаил пошел по стопам брата. Никто его не агитировал ни за ПТУ, ни за токаря. Сам приглядывался, примеривал к себе и то и другое.

...Ранним утром из дома в полном составе выходит семья Шишкиных. Петр Гаврилович, Нина Ивановна, Владимир и Михаил. Идут не спеша, по своей улице, по своему городу, на свою работу. Что такой семье не по плечу? Перед чем опустятся восемь крепких, умелых, не боящихся труда рук?!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Об эстраде и о себе

Леонид Утесов, народный артист СССР