Но внутреннее, духовное содержание танцующего не менее важно. Балет – коварная штука: выходит человек «а сцену, не произносит ни слова, а в зале сразу понимают, кто перед зрителями: «пустышка» или существо, понимающее смысл музыки, мысль танца. Более того: при прочих равных условиях духовно богатый человек, с широким кругозором, умеющий размышлять на самые разнообразные темы, всегда произведет большее впечатление на любую аудиторию, чем тот, кто исполняет то же самое произведение, владея той же самой техникой, но без чувства, без интеллекта... Так бывает и с музыкантами и со всеми людьми сферы искусства. Но теперь наш рассказ о балете. О рабочем у балетного станка.
Итак, он впервые подошел к нему, учась в ремесленном. Его приятель Володя Ильчинин, напарник по конькобежному спорту и походам в кино, привел его в коллектив народного танца Дворца культуры ЗИЛа, где Володя занимался сам. Не знаю, что думал Миша тогда, впервые встав к балетному станку, но сейчас Михаил Александрович Суханов говорит:
– Да, то, что я начал танцевать, для меня важнейшее событие: я вошел в искусство, это дало мне первое духовное наслаждение. А потом каждый новый номер, каждое знакомство с новой музыкой – это целая новая жизнь. Особенно остро я это почувствовал, перейдя в студию классического танца.
...Если вы помните античную скульптуру «Галльский вождь с женой, настигаемые врагами», если вы знаете музыку «Этюда-картины» Рахманинова, то вы можете попробовать представить себе, как эти два творения породили третье: балетный номер «Мужество». Его сочинил руководитель студии классического танца Дворца культуры ЗИЛа Михаил Беркут.
Аспирант балетмейстерского отделения Государственного института театрального искусства, он работает над диссертацией «Эстетические основы танца». Хореограф с отличным музыкальным вкусом, знаток поэзии и сам немного поэт, он ставит концертные номера, вдохновленный прекрасными композиторами – от Прокофьева и Шостаковича до Дебюсси и Равеля. Каждому номеру его программы, названной «Балет-концерт», предпослан стихотворный эпиграф. «Мужеству» – строфа из Фирдоуси:
Погибшим не зови того, Кто за любимую свою Отважно бьется и в бою Непобежденный умирает.
Михаил Суханов и Галина Гальтунова исполняют это произведение с экспрессией и тем эмоциональным наполнением, которое дается только людям, понимающим, что есть русская школа академического балета. Основами ее техники они овладевают в частых занятиях у станка и на середине зала под руководством таких опытных педагогов, как Т. Васильева, Н. Черкасская, П. Пестов.
Достаточно увидеть, с каким проникновением в психологическое состояние своих героев Суханов и Гальтунова решают актерские и пластические задачи, чтобы понять: перед нами содержательные люди. У исполнителей есть, помимо техники, свое мироощущение. У них есть драгоценные накопления собственных мыслей, знаний, настроений... Последние во многом определяют силу впечатления от любой хореографической композиции.
Настроением героики, отваги, верности проникнуты любимые Сухановым «Молодая гвардия» и «Аппассионата».
К столетию со дня рождения В. И. Ленина поставили балет на музыку бетховенской сонаты. Этот эксперимент вызвал настоящий энтузиазм в самодеятельном коллективе зиловцев: поистине здесь собралась такая молодежь, которой тем интересней работается, чем смелее и трудней задача.
«Аппассионата», выпущенная в апреле 1970-го, прочно вошла в репертуар студии. Небольшой балет состоит из трех эпизодов: «Сумерки», «Ночь», «Утро». Герой – молодой революционер. Ни застенки, ни страдания не могут сломить мужество Героя. Защищая его, гибнет Героиня. Но те, кто жив, продолжают сражать-1 ся за свободу... Мне кажется, что эпиграфом к такому спектаклю мог бы стать известный ответ Маркса на вопрос его дочерей: «Ваше представление о счастье?» «Борьба!»
Пафосом, идеей, азартом борьбы охвачен Герой. Его исполняет Михаил Суханов. Героиня – Ольга Викторова. Сейчас Ольга учится на курсах педагогов-балетмейстеров ГИТИСа. Когда-то пришла в студию обыкновенной школьницей и с тех пор посвятила себя изучению классического танца. И не зря. Так же, как у Гальтуновой, ее исполнительская манера вполне профессиональна.
Рядом с Героем зрители видят его друзей. Так они названы в списке действующих лиц. Друзей Суханова по студии: инженера Б. Шамова, техника В. Комиссарова, студента В. Карепа. Много отличных самодеятельных артистов занято в «Аппассионате», хотя, конечно, не все сто членов коллектива, но многие. И самые лучшие. Среди них, кроме названных, 17-летняя десятиклассница, дочь инженера Алла Грачева.., Она выступает в роли Мальчика, и в этом миниатюрном сорванце зритель видит нового Гавроша, готового на подвиг...
Володю Ильчинина покорил Миша Суханов в «Аппассионате». Наконец-то! Все прежние промахи можно было простить за этот взлет вдохновенья.
Ильчинин остался верен своему художественному коллективу так же, как остался верен рабочей профессии слесаря-инструментальщика. Его однокашник по ремесленному училищу, комсомолу, конькобежному спорту пошел иной дорогой, и каждый из них – Ильчинин и Суханов – выбрал путь согласно своей склонности, и потому, вероятно, каждый считает, что именно он поступил правильно.
Суханов, вернувшись из армии, сдал экзамены в Институт тонкой химической технологии имени Ломоносова. Стал лаборантом в том же институте.
Сейчас он старший лаборант, человек, который ведет научную работу. Пока еще не самостоятельно. Но пройдет два-три года, он защитит диплом и уже сможет целиком посвятить себя сложнейшим темам, которые разрабатывает их лаборатория. Он явно увлечен проблемами полимеров, не меньше, чем балетом. Но я не заметила в Суханове мучительного раздвоения личности по причине двух таких привязанностей. Скорей напротив: одна дополняет другую, помогает создавать внутреннюю гармонию в душе Михаила Суханова – типичного героя в типичных обстоятельствах...
Возможно, в характере немало и «теневых» сторон. И даже наверняка «ничто человеческое ему не чуждо». Но тем, кто еще не все знает о моем герое, могу добавить: у него хорошая семья, прелестная годовалая дочка Таня и не менее прелестная жена Людмила – его ровесница и коллега по институту. Она только что защитила диссертацию, став кандидатом технических наук.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.