В метеорологической секции, где курс ведет Игорь Божерянов из 9-го «б», ребята изучают обозначения атмосферных осадков, следят за температурой воздуха, за направлением ветров. Дневники погоды ежедневно вывешиваются в школе, потом они обрабатываются в месячные и годовые сводки.
У метеорологов не было нужных приборов. Написали Ивану Дмитриевичу Папанину, попросили помочь. В школе бережно хранят ласковое ответное письмо Ивана Дмитриевича, он подарил кратовской школе метеорологическое оборудование, и теперь школьники с увлечением работают на своей метеостанции.
Кружком по изучению Раменского района руководит Светлана Казимирова. Это она, знакомясь с растительностью края, заинтересовалась судьбой бересклета бородавчатого. Когда на уроке Александр Яковлевич рассказал, что бересклет содержит в себе драгоценный для страны каучук, Светлана побывала в краевом музее, приготовила о бересклете большой доклад и теперь внимательно следит, успешно ли разводят это ценное растение.
Сейчас в кратовской школе висит объявление о том, что скоро начнет работать секция по изучению малых рек.
Школьный географический кружок выпускает огромную литературу. Кроме журнала «Юный географ» издаются классные журналы: «Исследователь», «Компас», «Путешественник», «Весь мир», «Вокруг света». Метеорологи собираются выпускать свой журнал «Погода». Регулярно выходят газеты «Экватор» и общешкольные «Известия».
Рассматривая эти журналы, удивляешься разнообразию тем. Здесь статья о полярных сияниях с эпиграфом из Ломоносова: «...мерзлый пар среди зимы рождал пожар». Здесь исследование о Ливийское пустыне и о «Втором Баку», о дрейфе Седова и о путешествии по Колымскому краю одного из друзей Пушкина, Ф. Ф. Матюшкина.
Кроме издательской деятельности школа ведет огромную переписку. Кратовским юным географам пишут школьники Ойрот-Туры и села Воронцова, Орджоникидзенского края, Ленинграда и Куеды, Молотовской области, из Элисты и Носьета. Они интересуются опытом кратовцев, просят их советов, рассказывают о своих работах.
Но, самое увлекательное, самое заветное в работе кратовских школьников - летние экспедиции.
К ним долго и тщательно готовятся, выбирают место, обсуждают маршрут, читают книги и готовят доклады о выбранном крае. И с первыми мартовскими оттепелями, когда золотая капель звонко стучит о деревянную платформу кратовской станции, муза дальних странствий начинает нашептывать юным путешественникам свои соблазнительные речи.
Первая экспедиция была на озеро Селигер. Школьники видели село Волгино Верховье и небольшое болотце возле него. «Отсюда берет свое начало могучая Волга, - писала в дневнике Тоня Рыбченкова. - Я видела это своими глазами. И хоть в старых учебниках сказано, что Волга вытекает из озера Селигер, теперь они меня не спутают».
В 1938 году 22 школьника во главе с А. Я. Степеньковым прошли 276 километров на лодках по реке Угре. Подводные валуны, мели, косы, песчаные наносные острова делали путешествие сложным, а подчас и трудным, но кратовские географы недаром изучали жизнь великих исследователей: Нансена, Седова, Амундсена. Занятия географией вооружили их тем превосходным упрямством, без которого ни одно дело нельзя довести до конца.
«Эта экспедиция, - пишет о путешествии по Угре ученица Макарова, - познакомила нас с карстовыми явлениями, ледниковыми отложениями, валунами, моренами, новой растительностью и животным миром, характером реки и берегов, бытом и культурой населения».
А сколько было стремительных летних дождей, ночных костров, бледных звезд и сияющих рассветов! Сколько лесов, лугов и гор проплыло перед глазами путешественников!
Летом 1939 года ездили на Плещеево озеро - колыбель русского флота, где когда-то Петр I строил свои потешные корабли. Здесь, на берегу огромного озера, стояли полосатые палатки, здесь школьники изучали историю древнего града Переяславля.
В 1940 году кратовские юные географы стояли лагерем на песчаной косе «Козий рог» на берегу Валдайского озера. Каждый день лагерной жизни был непохож на другой, потому что каждый день ждала новая экскурсия: то исследование Поповой горы - самой высокой точки Валдайской возвышенности, то осмотр Иверского монастыря, то промер реки Валдайки.
Нынешним летом состоится экспедиция на Московское море. До сих пор кратовцы изучали естественные водоемы, теперь они хотят видеть водохранилище, сделанное руками людей, смело изменяющих природу. Члены географического кружка поедут по железной дороге до села Конакова, которое расположено на берегу Волжского водохранилища, здесь сядут в лодки и совершат несколько экскурсий в разных направлениях, а потом пароходом вернутся в Москву.
Александр Яковлевич задумывается и о далекой экспедиции, и ребята уже изучают карту Ойротии. Впереди у них поездка на Алтай.
Чему учат такие путешествия, очень хорошо рассказывают сами участники экспедиций. Девятиклассник Бенедикт Рыбченков, например, пишет:
«Я научился в экспедициях разбивать палатки, разводить костер, готовить пищу в любую погоду, управлять лодкой, ставить паруса. Научился ориентироваться по карте и с компасом отыскивать дорогу, измерять глубины озер и наносить их на карты, определять скорость течения рек и подсчитывать количество стекающей воды, определять на глаз силу ветра, производить метеорологические наблюдения».
Николай Чистяков о путешествии на Плещеево озеро говорит так:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.