В 16 часов мы на дневке вступили в село О. и расположились на отдых.
Отдых после тридцатикилометрового марша в боевой обстановке, когда то - и - дело приходится укрываться от самолетов противника, когда ожидаешь встречного боя и когда даже воздух пропитан боевой тревогой, - отдых был желанным и необходимым для восстановления сил.
Какое удовольствие снять пропыленный тяжелый сапог, размотать слипшуюся, слежавшуюся портянку и освежить ноги холодной, студеной водой!
Какое удовольствие снять снаряжение, скатку, шинель и растянуться во весь рост на душистом сене, растянуться так, чтобы хрустнули кости и лежа смотреть в высокое просторное небо!
Какое удовольствие набрать во флягу колодезной воды и пить безотрывно, без боязни опорожнить всю флягу и не оставить запаса на дальний и тяжелый путь!
Но еще большее удовольствие узнать о том, что в твоем отделении нет потертостей, что твое отделение с честью выполнило один из главных показателей договора маршевого соревнования между отделениями, договора, который был подписан еще до похода.
И отдых становится более приятным от сознания, что он вполне заслужен.
И в каждой избе слышится громкий смех, говор, шутки людей, молчавших несколько часов под ряд и собравших большой запас невысказанных мыслей и слов.
Отдыхает полк. Весь ли полк? Не будет ли это слишком большим обобщением?
Вот уже у церковной ограды раскинул свои палатки клуб, и на самой ограде пестрят плакаты и о Красной армии, и о колхозах, и о наших затруднениях. Вот уже возле клубной повозки собираются крестьяне, и помначклуба дает им «справки по всем вопросам».
- Товарищи, знаете ли вы, почему у нас нет мануфактуры? Не знаете? А ну, слухайте...
- Товарищи, знаете ли, зачем мы производим маневры? А ну, я сейчас расскажу вам...
Большой специалист этот помначклуба, пришедший в полк из деревни два года назад и сам получавший тогда «справки по всем вопросам».
Большая голова у помначклуба. «Не голова, а целый глобус», как говорят красноармейцы.
Да он не один, помначклуба.
Вот уже группками собираются красноармейцы и крестьяне, и в каждой группе жаркий спор.
Вот красноармеец с двумя треугольниками в петлицах - большой командир, отделенный командир. Командир что - то доказывает крестьянам.
Позвольте, позвольте! Да это, кажется отделком 4 - Петренко. Тот самый, который произвел геройскую переправу. А ну, послушаем, что говорит Петренко.
Крестьянин с большим шрамом через всю щеку, с бегающими мышиными глазами и в высоких сапогах кричит:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.