В поимках натуры

Л Гутман| опубликовано в номере №451-452, март 1946
  • В закладки
  • Вставить в блог

В. И. Суриковым уже была закончена его первая большая композиция - «Утро стрелецкой казни», - принесшая ему широкую известность и заслуженную славу, когда он стал писать картину «Меншиков в Берёзове».

Вот что рассказывает художник о поисках натуры для этой картины. Однажды «...иду по Красной площади. И вдруг... Меншиков; сразу всю картину увидал. Весь узел композиции... А потом нашёл ещё учителя... Он мне позировал. Раз по Пречистенскому бульвару идёт, вижу - Меншиков. Я за ним: квартиру запомнить. Учителем был математики первой гимназии. В отставке. В первый раз не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый - совсем Меншиков. «Кого вы с меня писать будете?» - спрашивает. Думаю: ещё обидится, говорю: «Суворова с вас рисовать буду». Писатель Михеев потом из этого целый роман сделал. А Меншикову я с жены покойной писал. А другую дочь - с барышни одной...»

Об этой «барышне одной» мы расскажем подробней.

Картина была почти ни исходе. Всё в ней определилось. Но для дочери петровского временщика натура никак не подбиралась. В поисках её повсюду рыскал художник. Искал он, как истый следопыт. Да всё - не то, не то... Поиски сильно затянулись. Как вдруг на одной из московских улиц промелькнуло девичье лицо. Суриков всмотрелся. Это было именно то, что он искал так мучительно долго и безрезультатно.

Суриков идёт за незнакомкой. Заговаривает с ней. Но девушка ускоряет шаги. Убыстряет шаги и Суриков. Девушка, испуганная и взволнованная, вбегает в подъезд дома. За ней в подъезд ныряет и Суриков. Он слышит её торопливые шаги по лестнице. Вот она остановилась на площадке одного из верхних этажей и неистово стучится в дверь. По звуку Суриков определяет этаж и тут же поднимается вверх. Стучится. За дверью молчание. Он стучится сильней, настойчивей.

- Что вам надо? - раздаётся строгий мужской голос за дверью.

- Мне нужна, - отвечает Суриков, когда Дверь открылась и перед ним выросла внушительная фигура хозяина дома, - мне нужна девушка, что вошла сейчас сюда.

- Для чего?! - выкрикивает возмущённый хозяин, казалось, готовый вот-вот спустить с лестницы наглого молодого человека.

- А вот, чтобы... её написать...

- Как вы смеете!...

- Это необходимо!

Простое слово! Оно прозвучало так убедительно, что хозяин растерялся даже. Гнев простыл. Почти мягко спросил он незнакомца:

- Но кто вы, для чего?

- Я Суриков, художник, - торопясь, старается объяснить он, - девушка необходима для картины...

Хозяин начинает что-то соображать.

- ... Её другая заменить не может, - продолжает убеждать Суриков.

Хозяин приглашает Сурикова войти в комнаты. За чашкой чая происходит знакомство Сурикова с «выслеженной» им натурой. Образ меншиковской дочери вписан в композицию...

С подобной же пытливостью охотника В. И. Суриков повсюду: на бульварах, улицах, рынках, в монастырях, на кладбищах - выискивал натуру и для стрельцов и для толпы вокруг боярыни Морозовой. В поисках натуры проделывал тысячи вёрст. За типами татар и казаков для «Покорения Сибири» ездил в родные места. А для «Перехода Суворова через Альпы» писал этюды в Альпах.

Многие москвичи помнят дом с вывеской «Гостиница Дрезден», на Советской площади. Этот дом теперь надстроен и слился с новыми корпусами по улице Горького. Здесь 19 марта 1916 года умер Василий Иванович Суриков.

Весть о смерти Сурикова застала Репина в Куоккале. Ему захотелось написать о покойном. Но трудно делать анализ творческого пути, «когда гениальный художник, ещё не похороненный, лежит в гробу», - признаётся Репин. И он пишет о своих непосредственных чувствах к замечательному русскому художнику:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Живое тепло

Рассказ