К тридцатилетию со дня смерти В. И. Сурикова
Бескрайние просторы сибирских земель меньше чем сто лет назад были пустынны и безлюдны. Из конца в конец, казалось, по ним невозможно ни пройти, ни проехать. Чтобы добраться из одного поселения в другое - соседнее, сутками тряслись на лошадях. Дорогой не встречались ни люди, ни пастбища, ни пашни. Нетронутая целина, непроходимые леса, нехоженые тропы - суровая природа и суровый быт. Выжить в этих условиях могли лишь крепкие люди, закалённые, обладающие волей, силой, стойкостью...
В казацких семьях сибирских поселян мальчики с детства были приучены владеть ружьём, а искусству верховой езды обучались часто даже и девочки. Сделавшись замечательными стрелками, однако, никто из Суриковых и Торгошиных не промышлял охотой. Суриковы были служивыми людьми: десятниками, пятидесятниками, сотниками, войсковыми старшинами и атаманами. Торгошины были крупными извозопромышленниками, перевозившими чай с китайской границы.
В доме деда, со стороны матери, урождённой Торгошиной, будущий художник Василий Суриков видал сундуки с прадедовским оружием, яркими костюмами и утварью - старину казацкую. В патриархальном семейном укладе да в вещах, окружавших его, ощутил он эту старину, непрочно привязался к красотам её и полюбил навсегда.
Суриковы тоже крепко держались традиционных казацких устоев. С семи лет Вася сел на коня. Примерно тогда же в первый раз он вышел и на охоту.
Но эта семья выделялась из других, живших в округе, разнообразием художественных интересов. Отец пел и любил музыку. Мать искусно вышивала гарусом и бисером необыкновенно красивые картины. В доме было много книг и журналов. Есаул Василий Матвеевич - дядя художника - слыл поэтом. Он и рисовал немного. Рисовал и дядя Марк Васильевич, пятидесятник. Оба, копируя чёрные литографии, разделывали их акварелью. Но особенно умелым рисовальщиком и живописцем казался мальчику дядя Хозяинов: самоучка-иконописец, он писал маслом большие полотна на библейские сюжеты...
* * *
Рисовать Вася начал с детства. Шести лет срисовал с чёрной гравюры Петра Великого и раскрасил. Преподаватель рисования в Красноярском уездном училище Николай Васильевич Гребнев оценил незаурядные способности мальчика и всемерно старался развить у него любовь к искусству. Много рассказывал Гребнев своему воспитаннику о знаменитых художниках и о тайнах линий и красок.
Василий Суриков мечтал стать художником. Но судьба рассудила иначе. После смерти отца в дом пришла нужда. Чтобы иметь возможность поддерживать семью, Василий поступил писцом в Красноярское губернское правление.
Переписывать бумаги было весьма скучно. Скуку скрашивала иногда возможность рисовать за столом. Почти с каждого из сослуживцев молодой писец сделал портрет. Вскоре среди канцеляристов он приобрёл известность славного художника. Многие жалели об участи юноши. Один из столоначальников однажды вместе с деловыми бумагами для доклада губернатору захватил с собой лист, на котором юный художник нарисовал муху. Уходя из кабинета, он нарочно оставил у высокого начальства рисунок. Увидев муху на своём столе, губернатор сделал движение рукой, чтобы согнать её. Но муха осталась неподвижной. Движение повторилось. И опять без эффекта. Только спустя некоторое время губернатор обнаружил, что это рисунок...
Был вызван столоначальник.
- Это кто сделал? - строго спросил вошедшего губернатор, указывая на рисунок.
- Это нарисовал писец Василий Суриков.
- Прислать ко мне, - распорядился губернатор.
Все переполошились. Ждали грозы. Испугался и Суриков. Вопреки ожиданиям губернатор обошёлся с ним ласково. Стал поощрять к рисованию. А вскоре настоял даже, чтобы местный золотопромышленник Кузнецов на свои средства отправил юношу в Петербург и дал ему возможность учиться.
* * *
С 1869 по 1875 год Суриков обучался в Академии художеств. Пребывание в стенах Академии систематизировало его знания техники живописи и рисунка. Но всё, что было сделано им за эти годы, относится в гораздо большей мере не к Академии, а к самой действительности. Опытный сибирский охотник и прекрасный стрелок, он словно «выслеживал» жизнь.
«На улицах всегда группы наблюдал, - рассказывал Суриков. - Приду домой и сейчас же зарисую, как они комбинируются в натуре. Ведь этого никогда и не выдумаешь... Я всё естественность и красоту композиции изучал. Дома сам себе задачи задавал и разрешал. Образцов никаких не признавал - всё сам. А в живописи только колоритную сторону изучал».
* * *
В этом сказался творческий метод Сурикова, выработавшийся с самого начала его художественного пути: живые наблюдения и натура.
И по окончании Академии, создавая свои знаменитые полотна: «Утро стрелецкой казни», «Ментиков в Берёзове»,.«Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири» и другие, - художник никогда не изменял этому методу: он изучал литературные материалы, памятники эпохи и другие источники, отыскивал в жизни натуру, отвечающую созревшему в нём образу, долго, упорно и пытливо работал над ней и только после этого приступал к осуществлению задуманной им композиции...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
О чём рассказывает академик И. Мещанинов