На океанских просторах

Г Брегман| опубликовано в номере №451-452, март 1946
  • В закладки
  • Вставить в блог

Под всеми широтами мира плавают сейчас корабли советского торгового флота. Они швартуются в портах всех стран света. Корабли под советским флагом можно встретить у берегов Африки и Южной Америки, в гаванях островов Индийского и Тихого океанов, в Атлантике и морях, омывающих Европу.

Порты нашей великой Родины, расположенные на расстоянии тысяч миль друг от друга, связаны между собой регулярными рейсами пароходов. Из Владивостока через Панамский канал и вдоль Огненной Земли идут пароходы в Чёрное море, из Ленинграда и Либавы, вокруг Скандинавии, - в Мурманск. Постоянно курсируют грузовые суда между портами СССР и США.

О буднях советского торгового судоходства рассказывают помещаемые ниже заметки.

Шторм у мыса Сердце Камень

Недавно у причалов Либавы отшвартовался пароход «Мироныч». Это судно, построенное на Балтике и начавшее здесь свою морскую биографию, совершило большое плавание с Дальнего Востока. В этом рейсе экипаж много поработал у берегов Чукотки.

Серьёзное испытание ожидало моряков у мыса Сердце Камень. Его скалистые склоны круто обрываются к морю. В открытой бухте нордвестовый ветер развёл крупную зыбь. И вот, когда пароход отдал якорь в двух милях от берега и моряки начали работать на лебёдках, грузчиками в трюмах и на кунгасах, налетел шторм. Моторист судового катера Чернов, ведший к берегу груженый кунгас, решил зайти за небольшой мысок и отстояться там. Ветер всё крепчал, и катер с трудом выгребал против волны. Вблизи суши маленькие суда потерпели аварию: сели на подводные камни.

Тогда матросы, находившиеся на берегу, взяли у чукчей байдару и отправились на помощь товарищам. Волны бросали узкую плоскодонную лодку, сделанную из моржовых шкур, с гребня на гребень. Кое-как моряки добрались до катера, сняли его с камней и стали буксировать к берегу.

На неуправляемом кунгасе остались два матроса. Они наполнили мешки камнями, опустили их в море и с помощью "этого импровизированного якоря находились среди бушующих волн до тех пор, пока кунгас не удалось подтянуть к берегу.

«Мироныч» посетил также остров Колючий. Четыре зимовщика живут на этом маленьком скалистом островке, усеянном птичьими гнёздами. Прибой высоким гремящим валом окатывает острые края скал. Здание полярной станции и мачты рации возвышаются высоко над островом, словно они ежеминутно готовы уместись вместе с ветром в просторы Чукотского моря.

Полтора дня простоял пароход на якоре у острова, разгружаясь. На маленькой площадке у подножья крутого склона жгли костры. Возле них складывались продовольствие и другие грузы для полярной станции. Затем моряки с мешками и ящиками за плечами по еле заметным тропинкам карабкались вверх по скалистому скату горы к маленькому домику на вершине...

Второй раз мимо огненной земли

Осенью 1941 года танкер «Сахалин» покинул берега Чёрного моря и вышел в большой и тревожный путь на Дальний Восток. Капитаном на танкере был Придо Адович Померанц, штурманом - его ученик молодой ленинградец Леонид Калинин.

Рейс «Сахалина» пролегал мимо островов Греческого архипелага, занятых врагом. Много дней и бессонных ночей провели моряки на своих постах, прежде чем танкер вошёл в Суэцкий канал. Короткая стоянка, затем Красное море, Аден - и перед моряками «Сахалина» открылись океанские просторы.

«Сахалин» плыл Индийским океаном, древним путём, по которому сотни лет назад ходили арабские и португальские мореходы. На двадцать пятые сутки у горизонта появилась тонкая полоска земли. Издали казалось, что из глубины океана поднимается одинокий петров, окружённый белыми облаками. Но чем ближе судно подходило к берегу, тем яснее становились контуры прославленного среди моряков мыса Доброй Надежды.

Теплоход бросил якорь в бухте. Над ней возвышался огромный массив Столовой Горы. Лёгкие облака, неподвижно висевшие над горой, были похожи на чистую белую скатерть, а ровная и гладкая вершина напоминала стол. У подножья горы раскинулся Кептаун - один из старейших городов Южной Африки.

Дальше предстоял двадцатидневный изнурительный переход через Атлантику к берегам Южной Америки. Экипаж совершил его в тяжёлых, штормовых условиях, всё время отстаивая от волн и ветров своё судно. Однажды огромный водяной вал, захлестнувший корму, чуть не смыл за борт матроса Владимира Ильина. Только благодаря собственному мужеству и помощи товарищей, оказавшихся поблизости, ему удалось спастись.

Магеллановым проливом танкер «Сахалин» прошёл в Тихий океан. Плавание по проливу продолжалось несколько дней. «Сахалин» прошёл мимо длинного полуострова, оканчивающегося мысом Угрюмым, где до сих пор виднеются развалины покинутого города. Старинная морская хроника рассказывает, что сотни лет назад испанцы основали здесь порт. Но самена, привезённые из Европы, не взошли. Люди пытались поддержать своё существование рыбной ловлей. В три года жители города вымерли от голода и истощения. Это роковое место получило название «Голодный порт».

Плавание по проливу оказалось прекрасной школой для молодых моряков. Капитан корабля Придо Померанц рассказал об исследованиях, проведённых здесь Дарвином, о рейсе в эти места русского корвета «Витязь».

Недавно «Сахалин» вторично оказался в этих водах, омывающих южную оконечность американского материка. После нескольких лет работы на Дальнем Востоке судно возвращается в Чёрное море. Теперь на капитанском мостике стоит Леонид Иванович Калинин. Тридцатилетний капитан повёл корабль из Тихого океана в Атлантику вокруг мыса Горн. «Сахалин» - одно из немногих советских торговых судов, которые обогнули этот мыс.

Нам удалось связаться по радио с теплоходом, когда он находился у Фолклендских островов на пути к Аргентине, капитан Леонид Калинин сообщил о рейсе:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Живые и мертвые языки мира

О чём рассказывает академик И. Мещанинов

В поимках натуры

К тридцатилетию со дня смерти В. И. Сурикова