Пожалуй, это редкий случай: зрители, рассматривая рисунки художника, смеются, в глазах у них насмешливые огоньки, а художник этому рад. Впрочем, дело разъяснится, если сказать, что молдавский художник Глеб Саинчук, о котором пойдет речь, — шаржист.
Под рукой Саинчука всегда груда маленьких блокнотов, и где бы он ни был — на заседании, в редакции газеты или в кафе, — он рисует лица, спешит запечатлеть необычные ракурсы, схваченные на лету, характерные повороты головы, взмах руки...
Саиичук подолгу всматривается потом в свои «заготовки», стараясь вспомнить не только движения, позу, одежду, но даже голоса людей, которых ему предстоит рисовать. Ему важно угадать характер.
Лист, на котором постепенно проступает цветное изображение, требует большой подготовки — не только подготовки рисовальщика, но и психолога, не только художественного чутья, но и чувства юмора.
Цвет в пародиях Саинчука передает меткую насмешку, помогает острой реплике стать еще острее, шутке — сочнее.
Мягко-насмешливый, иногда задиристый, автор любит рисовать музыкантов, писателей, поэтов, считая, что мастера искусства, держа перед глазами других волшебное зеркало, порой забывают заглянуть туда сами, посмотреть на свое собственное изображение.
Саинчук начал свой путь живописцем. Портреты принесли ему популярность. В них так же, как в некоторых своих картинах, Саинчук обнаружил тонкое понимание национального быта и характера. Но с юности сердце Саинчука было отдано остро характерному жанру. И он стал служить ему, охотно откликаясь на предложения по рисовать для стенных «Перцев», «Крокодилов», «Ежиков», вывешиваемых в перерывах между прениями на районных и' республиканских слетах производственников.
Нахальство, головотяпство, глупость, бюрократизм, освобождение от внешне пристойных одежек, раздетые саркастическим карандашом Саинчука, представали на этих импровизированных выставках.
Художник с удовольствием работает также в «добром» жанре. Широко известны его дружеские шаржи и пародии на молдавских архитекторов, поэтов, музыкантов, артистов.
Года два назад в поисках новых гротесковых форм Саинчук начал экспериментировать с масками-пародиями. Любопытно, что он не просто лепит и раскрашивает маски из папье-маше. Он сам показывает их зрителям, надев на себя и стремясь дополнить впечатление характерными жестами, иногда словами. Получается своеобразное «действо», которое, естественно, наибольший успех имеет в той среде, где изображаемые лица хорошо известны.
Саинчук создал десятки «выпуклых пародий» — маски ученых, писателей, актеров. В ближайшее время в Москве предполагается выставка шаржей и масок молдавского художника, которая, очевидно, вызовет немало споров и заставит вновь поразмышлять над тем, отчего даже самый усовершенствованный фотоаппарат никогда не сможет конкурировать с карандашом, с кистью, с самым древним и самым прекрасным орудием искусства — рукой Человека.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.