В луче прожектора

В Смолин| опубликовано в номере №690, февраль 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

В жизни молодого солдата бывает такое мгновение, когда он, может быть, даже неожиданно для самого себя чувствует, что у него появилось боевое мастерство.

- Произошло рождение воина, - говорят обычно в таких случаях опытные командиры.

За восемнадцать лет службы в Советской Армии подполковник Иван Аббакумович Шестак не раз наблюдал, как бывший слесарь, комбайнер или киномеханик начинал действовать у боевой машины так, словно это дело было ему знакомо сызмальства. Солдат, казалось, не задумываясь, почти автоматически исполняет команды офицера. Но подполковник Шестак знал, что это автоматизм не механический, а творческий, осмысленный. Ведь та воинская специальность, которой обучаются подчиненные офицера Шестака, требует мгновенной реакции, счета буквально на доли секунды. В боевой обстановке малейшее промедление грозит тем, что воздушный пират может прорваться к объекту.

... Это было в одну из недавних ночей.

В том месте, где расположились прожекторные и радиотехнические расчеты, стояла глубокая тишина. Но эта тишина была обманчивой. Операторы радиолокационной станции уже давно вели наблюдение за воздушным «противником». Из радиотехнического поста к прожектористам то и дело поступали данные о курсе, высоте и скорости этого самолета. И когда самолет прошел дальний рубеж, командир подал команду:

- Луч!

Словно гигантская огненная пика вдруг пронзила небо, и на дальнем конце ее засеребрилась блестящая металлическая точка. А еще через несколько секунд, уже с другого направления, к «пойманному» самолету протянулся другой луч. Теперь пусть «противник» попытается увильнуть, свалить машину в штопор, изобразив беспорядочное падение в ночную мглу, или, наоборот, сделать горку и устремиться вверх, - его все равно не выпустят из светового луча прожектористы.

На другой день после учебных занятий прожектористы встретились со своим ночным «противником» - Героем Советского Союза Алексеем Постновым. Завязался дружеский, непринужденный разговор.

- Всего лишь одну минуту я находился в лучах, - сказал летчик, - а ощущение было такое, будто это длилось вечность... Вести скоростной истребитель, будучи ослепленным, - дело нелегкое.

Когда Постнову доложили, что на этот раз действовали молодые прожектористы, многие из которых только осенью начали службу, герой - летчик сказал:

- Работали по - фронтовому!

Это была самая высокая оценка боевого мастерства прожектористов. «Работать по - фронтовому», как на войне, - значит быть достойным тех, кто завоевал славу родной части, значит продолжить в мирные дни подвиги ее героев.

Н - ская гвардейская часть родилась в годы гражданской войны. Многие из нынешних генералов начинали службу в ее рядах солдатами. В годы Великой Отечественной войны, защищая столицу нашей Родины - Москву от нападения фашистской авиации, солдаты и офицеры вписали в историю части славные страницы. Тесно взаимодействуя с истребителями, прожектористы помогли летчикам низвергнуть на землю десятки «юнкерсов», «хейнкелей», «мессершмиттов».

Нынешние наследники боевой славы части достойно несут службу, охраняя мирное небо Родины. Сержанту Викентию Пшеницыну двадцать два года. За время службы в части в карточке взысканий и поощрений у него одни благодарности. А ведь два года тому назад, когда Викентий уходил в армию из колхоза «КИМ», Нагорского района, Кировской области, он, бывший сельский механизатор, и не подозревал, что из него выйдет способный радист, «снайпер эфира», как его теперь называют товарищи. Пшеницыну доверили радиостанцию. Много пришлось поработать сержанту, прежде чем его расчет научился умело действовать в сложной полевой обстановке.

Сержант Пшеницын рассчитывал прежде всего на помощь воинов - комсомольцев, таких, как он сам. В подчинении у него оказался сибиряк Юрий Товостин из Усть - Абакана, Красноярского края. С первых же дней выяснилось, что Юрий - старательный и настойчивый юноша. До призыва в армию он учился в энергетическом техникуме. Изучение военной техники ему давалось легко. Сержант Пшеницын как - то разговорился с Товостиным и узнал, что он хочет и дальше пополнять свои знания по электротехнике.

- Только надо сделать это так, - сказал сержант, - чтобы и другим солдатам польза была... Не мешало бы уже сейчас помочь солдату Шелепуку. Паренек он дисциплинированный, старательный, а вот знаний не хватает...

Товостин с радостью согласился помочь и Шелепуку и другим молодым воинам. Он считал это своим комсомольским долгом.

Комсомольский долг!... Лейтенант Юрий Фофанов видел, что молодым водителям явно не хватает навыков при обслуживании сложной техники. По собственной инициативе он организовал в части технический кружок по повышению знаний водительского состава. По вечерам, после напряженной боевой учебы, водители собирались в техническом классе и под руководством молодого офицера повышали свои знания. Фофанов видел, с каким рвением занимаются водители Батраков, Станкевич, Пульст и другие, и это вдохновляло офицера - комсомольца. Он старался каждое занятие сделать интересным, содержательным.

Таких офицеров, как лейтенант Юрий Фофанов, в части много. Всюду проявляя разумную инициативу, во все внося комсомольский огонек, они направляют свои усилия к тому, чтобы день ото дня множились успехи солдат и сержантов, на высшую ступень поднималось их боевое мастерство.

Интересен путь молодого офицера - комсомольца Александра Теркина. После окончания десятилетки он был призван в ряды Советской Армии, в войска противовоздушной обороны. Полтора года юноша служил рядовым на прожекторной станции. Учения с выездами в поле, сложная техника, требующая глубокого знания физики, математики, химии и других наук, настолько увлекли Теркина, что он подал рапорт командованию с просьбой направить его в военное радиотехническое училище.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Соколы

Из записок военного летчика