В кишлаки приходит правда

Рафии Аманов| опубликовано в номере №746, июнь 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

Позже, в период коллективизации, мы решили собрать деньги на организацию комсомольского колхоза. У меня и сейчас сохранилось газетное объявление:

«Ко всем членам комсомола.

Ко всей трудящейся молодежи Таджикистана.

Строим молодежный колхоз имени 10 - летия КИМ.

В ознаменование юбилея КИМ комсомольская организация строит молодежный колхоз в Ходженте. Этот колхоз должен 'Явиться лучшим вкладом в дело укрепления Союза как оплота международной революции».

А потом в газете же появились заявления:

«Вношу на строительство колхоза 10 рублей и вызываю тт. Джибаева и Зувгкова. Пахомов».

«По вызову Муратова вношу на строительство молодежного колхоза 10 рублей и вызываю тт. Хабрук, Бабад я Немковского. Бахметьев».

Их имена – в нашем сердце

Гарм - центр Каратегина, края диких гор, мрачных ущелий, бурных рек и снежных перевалов. Каратегин был тогда оплотом басмачества. Здесь весной 1929 года произошли трагические события.

К этому времени по всей Средней Азии давно уже отпылали костры, на которых жгли паранджу, но не везде были сожжены дикие средневековые пережитки. Нередко еще остервенелые фанатики забрасывали женщину камнями только за то, что кончик ее туфли выглянул из - под паранджи.

В Гарме были организованы женские педагогические курсы. Три девушки, о которых я хочу рассказать, закончили эти курсы и пришли учительствовать в родной кишлак Хаит.

В это время по Гармскому округу пронеслась весть: в Каратегине снова появились басмаческие банды Фузайла - Максумэ. В апреле басмачи захватили Хаит и начали расправляться с активистами, грабить государственное и кооперативное имущество. Фузайл - Максум решил устроить публичную казнь трех учительниц - комсомолок: Сайрам - биби, Муалим - биби и Алам - биби.

Казнь была назначена на среду, но никто из жителей не пришел на нее. На следующий день бандиты насильно согнали дехкан к месту расправы, площадь окружили басмачи.

Девушки стояли против главаря. Казнь не наминалась потому, что бандиты искали еще одну учительницу - Файзи - Нисо Шоназа - рову. Искали напрасно, потому что девушка, увидев, что ее подруги взяты басмачами, успела прыгнуть в реку. Воды Оби - кабута стремительно несли ее вниз по течению. Выбраться удалось лишь десятью километрами ниже.

Между тем басмачи, увидев, что поиски тщетны, начали черное дело. Девушек долго били. Потом подтолкнула к виселице.

Комсомолки вели себя героически. Они обессилевшими руками сами надели на себя петли.

- Мы умрем, но останемся свободными.

- Мы хотим запомнить своих палачей, - презрительно посмотрела на басмачей Сайрам - биби, высокая, стройная девушка.

О том, как все это произошло, нам рассказали односельчане погибших комсомолок. Позже узнал я и подробности гибели восемнадцати молодых бойцов отряда Гутовского.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены