В городе юности

Глеб Голубев| опубликовано в номере №620, март 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

Здесь, на песчаном берегу, где должен был встать новый город, Рая впервые почувствовала богатырский, невиданный размах стройки. Поднимая тучи пыли, мчались по степным дорогам самосвалы, тяжело ворчали экскаваторы, вгрызались в землю тупорылые бульдозеры и скреперы, похожие на больших жуков, готовили площадки для домов. Каждый день с катеров и пароходов сходили на берег новые люди - из Якутии, с Кавказа, с Волги, из Подмосковья, из Сибири.

Город рос на глазах. Дома строили поточным методом: рабочие рыли котлован и переходили дальше, их сменяли каменщики. Они возводили стены и затем уступали место плотникам и штукатурам. Потом новый дом переходил в руки маляров. Рая и её подруги красили стены комнат, белили потолки; так они переходили от дома к дому, а позади них оставались уже целые улицы, и люди праздновали новоселье!

В звене Рая была самой младшей. Маруся Сидельникова давно уже работала на стройках, участвовала в восстановлении Днепрогэса. Опытными строителями были Катя Калюжная и Тамара Владыко. Аня Ушакова старше звеньевой на целых четырнадцать лет. Но авторитет звеньевой был непререкаемым, и жили они дружно - вместе гуляли после работы, вместе ходили по субботам в кино или на танцы. Особенно подружилась Рая со своей землячкой Аней Ушаковой и называла её ласково «сестричка». Но настоящая, большая дружба пришла к ней позже и довольно неожиданно.

Однажды вечером вручали переходящее Красное знамя передовому строительному участку. Рая где - то задержалась и прибежала, когда все уже были в сборе. В толпе девчат она заметила знакомую фигуру Ани Ушаковой а синем комбинезоне. Рая подскочила к ней, подхватила, весело закружила:

- Сестричка...

И ахнула: это была вовсе не Аня, а какая - то незнакомая девушка - чернобровая, с пышной косой под платочком.

- Ой, извините, - сказала Рая. Девушка улыбнулась и ответила:

- Ничего, бывает. Давайте познакомимся. Меня зовут Наташа Сачко. А вас?

После собрания они долго бродили вместе по улицам. Наташа недавно приехала сюда из Донбасса, и Рая с гордостью старожила показывала ей город. С этого вечера началась их дружба.

Наташа работала штукатуром. Подруги были чем - то похожи друг на друга: обе маленького роста, обе хохотушки и насмешницы. Они вместе ходили на работу и по дороге пели, но затем «поток» разлучал их: Рая попадала в дом лишь после того, как Наташа отделает его и уйдёт дальше, в новый. Они пели и за работой. Часто можно было слышать, как Наташа напевает, поднимаясь по лесам строящегося дома:

В Каховку едем и поём,

В Каховку знания несём...

А где - то неподалёку ей вторит Рая:

Мы будем учиться, расти и трудиться

И славу стране принесём...

Комсомольско - молодёжное звено маляров Раи Кыровой одним из первых на стройке перешло на расчленение - поточный метод работы. Имена девушек не сходили с Доски почёта, их уже знал весь город. Рая получила Почётную грамоту ЦК ВЛКСМ. К ней пришла слава. Художники рисовали на больших фанерных щитах её скуластое, краснощёкое лицо с лукавыми зеленовато - серыми глазами. Её фотографию запросили для Киевского исторического музея...

- Ой, Райка! Будет твой портрет теперь где - нибудь рядом с. мамонтами висеть! - смеялась Наташа Сачко.

Портреты Раи Кыровой печатали в газетах... Правда, на некоторых даже она не могла себя узнать. Волосы у неё были цвета спелой пшеницы и светлые брови, а тут вдруг вышла какая - то жгучая брюнетка. Но все портреты: и хорошие и плохие - она бережно хранила вместе с вырезками из газет и письмами.

Писем она получала много. Их присылали незнакомые друзья со всех концов страны: пограничники с Дальнего Востока, комсомольцы с Урала, строители - земляки из Ижевска. Она читала эти письма, и перед её глазами вставала вся страна: большие города и колхозные поля, новостройки, где славно трудились её сверстницы и подруги.

Она часто писала матери домой и посылала ей деньги. Теперь она много зарабатывала, купила себе хорошее зимнее пальто, красивый костюм, платья, туфли, часы. Писала она школьным подругам и даже правлению колхоза - все интересуются великой стройкой. И Рая подробно рассказывала о своей работе, о том, что переехала недавно в новый домик на улице Молотова, и что стены в этом домике красило звено Шуры Максименко, с которым она соревнуется; увлекательно описывала рождающийся прекрасный город. Это были умные и хорошие письма. И, читая их там, в далёкой лесной деревне, люди удивлялись, как быстро выросла девочка, которая в их памяти всё ещё была школьницей и тихоней.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены