История строительства «Дворца культуры» в Горловке («Донбасс») имеет много своих интересных страниц. Но не об этой истории будем мы говорить, а всего только о маленькой, неказистой, подвальной комнатке, на дверях которой прибита жестяная бляшка с цифрой «8».
Здесь из месяца в месяц, изо дня в день, вдали от посторонних глаз, делается большая работа, воплощающаяся в сценические представления, которые смотрят тысячи горловских шахтеров.
Здесь, в этой маленькой неказистой комнатке № 8, родился, живет и работает Горловский театр рабочей молодежи. Именно - рабочей, потому что из 40 трамовцев - 33 от станка.
Тяжелый путь учебы прошли горловские ребята. От наивненькой инсценировки («даешь к первомаю - живгазету») в пузатыми попами и кулаками, красноносыми прогульщиками и тощими бедняками («бедняк мало ест, он обязательно тощий») - к «синей блузе». И от «синей блузы» - к... «Углекопу Карпу», к «Шторму», к «Плавятся дни». Места на «Шторм» рабочие зрители брали штурмом. «Шторм» выдержал 5 постановок подряд, его видели 5 тысяч шахтеров. На «Плавятся дни» побывало... 6 тысяч человек - цифра рекордная для Донбасса.
И о горловских трамовцах заговорили. «Комсомольская Правда» назвала Горловский трам «большим культурным начинанием». «Кочегарка» писала: молодые и довольно неопытные трамовцы с большим увлечением и подъемом сыграли трудные роли в Пьесе «Шторм». Своеобразие режиссерской трактовки пьесы и внешне - художественного оформления спектакля произвели огромное впечатление на рабочих зрителей»...
«Аппетит приходит во время еды» - это истина. Горловские ребята уже обсуждали перспективы своего дальнейшего развития, начали мечтать о «вседонецком» траме... Но не менее верна и другая истина - «большой успех порождает... большую зависть»...
Чья - то неведомая рука надавила тайную кнопку и... 26 трамовцев из 40 оказались в... разных сменах. Сорвана новая постановка - «Фабрика благочестия». Еще одно нажатие кнопки - и правление рабочего дворца, «согласно постановлению вышестоящих организаций»... исключает из трама всех металлистов. А дальше пошло, как по маслу: «отсутствие помещения», нечаянно испорченная электропроводка в разгар спектакля, торг из - за грошей - постепенно, но верно загоняют трам в тупик.
Однако, горловские общественные организации понимают, что «нажим - хорошо, а дипломатия - лучше». И старательно «нажимая» на трам, они не забывают и дипломатии.
- Идите к нам, - зовет клуб металлистов, - у нас лучше!...
- Плюньте на трам, - говорит секретарь ячейки ВКП (б) тов. Гончаренко, - идите в кружки, там раздолье, а если не пойдете...
Здесь мы поставили многоточие, потому что секретарь ячейки так и не договорил, что будет, «если»... Но он это показывает.
Всякая просьба трамовцев получает один ответ:
- Невозможно! («Вы знаете, теперь борьба за труддисциплину, а вы проситесь в одну смену» (!) Невозможно! («Это черт знает что, борьба за снижение административных расходов, а они червонец просят».) Невозможно! («Ах, как они мне надоели»)...
В одной шеренге с трамовцами борется райком комсомола. Но... горловские партийные и профсоюзные организации, видимо, так усердно зарылись в «строительный мусор», так усердно рассматривают валяющийся под ногами «щебень», что потеряли способность ясно различать перспективы. А трам, в масштабах Горловки, - это ли не великая культурная перспектива?!
Горловский трам должен жить. Ребята должны получить средства, должны получить возможность учиться. Вопрос о «вседонецком» траме надо обсудить.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.