В комнату вошла хозяйка дома, старуха лет 60, в черном рваном платке с подоткнутой юбкой.
Стали с ней беседовать о жизни, я она, подперев руку, начала жаловаться.
- Бог хочет, чтобы молодежь молилась, - говорит она, щуря выцветшие глаза и улыбаясь пергаментным лицом.
Отцы и дети. Два мира. Молодое и старое. У нашей хозяйки - комсомолки давно выброшены иконы, и в деревянные божницы вставлены карточки, на которых, вместо богов, молодые лица. Но надо сказать, что некоторые старики здесь, в этом глухом ущелье, на стороне молодняка.
Есть в Зонкари два старика, о которых стоит написать.
Валиеву Росебу около 120 лет. Он не верит в бога и всегда вступает в бой и споры с верующими. Всюду и везде он поддерживает комсомол и пионеров. Все внуки у него пионеры и комсомольцы. Старик прожил порядочно, а умирать все же не хочется. У старика есть еще 3 - летний внук, о котором он говорит:
- Буду жить еще до тех пор, пока не вырастет внук, ждать буду до тех пор, когда схожу я вместе с внуком косить сено, а после этого уже о легким сердцем можно умереть...
Росеб еще отличается на селе общественной работой. Починить дорогу, поправить мельницу, помочь соседу - он всегда готов. Голос у него звонок, как у молодого, как крикнет - за версту слышно.
Несмотря на его борьбу с богом, все же сельчане о нем очень хорошего мнения и в любом общественном деле слушаются его.
Второй старик - бунтарь Валиев Coco, которому лет 60. У него дети и внуки тоже комсомольцы и пионеры. Он очень уважает комсомол и энергично борется с религией. Бывали такие случаи, когда комсомольцы и пионеры зазеваются и не идут на собрание, то старик их выпроваживает из дому. На селе он ведет общественную работу и заставляет своих детей принимать в ней участие. Некоторые крестьяне ведут такие речи:
- Раньше лучше, мол, было: отдашь князю подать, а после этого он подарит полтинник или поднесет чарку водки, а теперь платишь налог, и ничего никто не дает.
В ответ на это Coco на сходке начинает ругаться и убеждать:
- Забыл, как раньше нас били, измывались над нами, когда мы были бесправны и беззащитны.
У старика парализована рука. Он ведет пропаганду против религии, показывая на свою руку:
- Если есть бог, то пусть он мне мою руку вылечит. Его нет, он не лечит, потому - то я и не верю.
Сосо о крестьянском займе говорит:
«Я должен приобрести облигацию, несмотря ни на что». Некоторая часть стариков посещает политчитки и интересуется работой комсомола. Разумеется, не все хорошо. Много недостатков пришлось нам наблюдать наряду с крупинками чистоплотности, много еще в домах грязи, дети в лишаях, в чесотке и т. д.
Представление о комсомоле не у всех крестьян правильное; некоторые (меньшинство) даже относятся к нему отрицательно. Религия тоже еще властвует над психологией осетинского крестьянина. До сих пор крестьяне приносят жертвы, которые состоят из шашлыка, араки, хлеба и т. д.
Иногда комсомольцев, как самых молодых в семье, заставляют относить жертвы в церковь. На этой почве часто происходят раздоры, комсомольцу приводится отделяться; особенно родители недовольны комсомольцами за безбожие.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.