Из блокнота писателя
Выборы в местные Советы - волнующее событие, происходящее во всех уголках нашей Родины.
Каждый день приносит сообщения о выдвижении кандидатов.
Первыми своими кандидатами народ называет товарища Сталина и его ближайших соратников, руководителей партии и правительства. И рядом с нашими всенародными кандидатами, повторяя имена которых советские люди выражают преданность своему советскому правительству, своей большевистской партии, народ выдвигает в депутаты простых людей из городов, сёл и посёлков.
Многие из них широко известны всей стране. Достаточно прочитать сообщение из любой области, любого города, чтобы понять, кого выдвигает народ в местные органы советской власти.
Вчитываясь в газетные сообщения, приходишь к одному выводу: кандидаты в депутаты местных Советов - люди, которых нельзя назвать местными, или, как принята было раньше выражаться, «провинциальными» деятелями. Это люди большого масштаба, большого размаха. Многие из них имеют всесоюзную известность. Это не только лучшие люди такого - то города, такого - то посёлка - это одновременно лучшие люди страны.
Думая о их жизни и судьбе, наглядно видишь, как изменилось лицо страны. У нас нет провинциальных деятелей по очень простой причине: исчезла провинция.
Далеко от Москвы город Киров. Среди кандидатов в его городской Совет - формовщица машиностроительного завода А. А. Демакова; пятнадцать лет работает она на заводе, первой выполнила четыре годовых нормы. И всюду кандидаты славны своими делами, своей жизнью - подвигом. Для многих из них участие в государственной деятельности - дело новое. Но, видимо, в природе нашего советского воспитания есть то, что даёт человеку возможность стать общественным деятелем. Труд, творчество, научная работа - даже в своём непосредственном выражении - есть у нас деятельность общественная, государственная. Государственные деятели формируются у станков, в научных учреждениях, в колхозах.
Недавно я был в Калининской области и провёл день с председателем сельского Совета, первым по району выполнившим план хлебе - и льнопоставок. Мы беседовали в новом доме, отстроенном на месте пепелища.
- Наш сельсовет - лучший в районе, и это, конечно, неплохо, - сказал мне этот молодой человек в шинели без погон. - Но когда мы его сделаем лучшим в области, тогда мы почувствуем себя на высоте. С маленькими масштабами жить невозможно: скука одолеет. Не по мелочам воевали, по - большому и жить надо!
Да, по - большому! С большим размахом живёт наш народ, по широкой дороге идёт он!
Прославленный генерал, дважды Герой Советского Союза, приехал на родину в отпуск. Это был первый его отпуск за много лет. Первый отпуск после Сталинграда и после Берлина. Когда закончилась война, генерал остался в войсках, находящихся за границей. Редко приходилось ему бывать на родине: он прилетал лишь несколько раз на сессии Верховного Совета СССР, депутатом которого он был избран от Особого избирательного округа.
Побыв несколько дней в Москве, генерал уехал. Не в Сочи, не в Кисловодск, а в глубь России - в Воронежскую область. Признаться, я был удивлён, узнав, что мой бывший командир так необычно проводит свой отпуск. Когда генерал вернулся, мне удалось повстречаться с ним за несколько часов до отлёта его самолёта на Запад. Генерал был возбуждён, его подвижная маленькая фигурка кавалериста, казалось, переполнена энергией. Он радостно рассказывал:
- Был у своих бывших избирателей. Видел старых знакомых; приятно видеть, как люди растут! Встречал своих бывших солдат - теперешних председателей колхозов, вожаков, руководителей. Повидался с рабочими, с колхозниками, поговорил о их нуждах, рассказал о сегодняшней Советской Армии и вот теперь возвращаюсь к своим солдатам за границу.
Сначала меня озадачила эта фраза: «Был у своих бывших избирателей», - потом я вспомнил, что в 1937 году в Верховный Совет СССР первого созыва генерал был избран от одного из округов, находившихся в Воронежской области. Теперь там избран другой депутат, но связь генерала со СВОИМИ бывшими избирателями осталась верной и крепкой.
- Я уже теперь за два округа сразу болею; новый депутат на меня за это не обидится: работы на всех хватит, - рассказывал генерал. - Ведь мы живём за границей, нам связь с родной землёй необходима, прежде всего. Я у воронежцев учился мужеству. Нелегко им после войны, а поговоришь с ними, посмотришь в глаза - и поверишь, что нет для них большего счастья, чем восстанавливать свою страну. Это не просто люди - это творцы! И происхождение великих наших побед стало мне ясней после этих встреч с народом. А на обратном пути со мной курьёз вышел: в проходящем поезде не оказалось плацкартных мест, и забрался я ночью в общий вагон. Молодая начальница поезда перепугалась, волнуется, от меня не отходит: дескать, в жёстком вагоне депутат, дважды Герой и генерал - полковник в коридоре стоит! И вот, представьте, пришлось мне эту начальницу успокаивать и объяснять, что я потому и депутат, и Герой, и генерал, что из простых людей вышел и от них ничем не отличаюсь. Когда рассвело, познакомился я с пассажирами, разговорился, одного даже бывшего солдата встретил, с которым воевал под Севском. И стал этот вагон как бы продолжением моей воронежской поездки. Хорошую зарядку получил на родной земле, есть мне о чём рассказать СВОИМ избирателям - воинам Особого округа!
Генерал говорил увлечённо и страстно, и мы не заметили, что ночь уже на исходе и надо ехать на загородный аэродром, где ждёт его самолёт. Отпуск генерала закончился. Полный сил, помолодевший, возвращался он к месту своей службы.
Мы возвращались с литературного собрания. Моего товарища, работающего агитатором, потянуло на свой участок. Я зашёл вместе с ним в большую, густо населённую московскую квартиру. Товарища встречали, как старого знакомого. Четыре семьи, населяющие квартиру, видимо, вели здесь уже не первый вечер добродушную борьбу за то, чтобы первыми угостить агитатора чаем с вареньем и поговорить с ним. Чтобы никого не обидеть, агитатор избрал своим постоянным местопребыванием просторную коммунальную кухню.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.