- ... Да, я вор. Я украл... Как это случилось, и сам не пойму...
Георгий Васильевич Федоров, заместитель начальника 108-го отделения милиции по уголовному розыску, отодвинул в сторону бумагу и нервно заходил по кабинету. Трудно представить, что сидящий перед ним ладно скроенный светловолосый парень с открытым лицом и умными, проницательными глазами - вор! Около двух лет работал он бригадмильцем здесь же, в 108 - м отделении, в прошлом году Свердловский райком комсомола столицы направил его отрядным вожатым в пионерлагерь. И вот - вор...
Георгий Васильевич сел, взял ручку:
- Ну, давай все начистоту... И Юра начал рассказывать.
Он говорил неторопливо, обстоятельно, словно стараясь ничего не пропустить из своей небольшой девятнадцатилетней жизни. Кончил семь классов, затем ремесленное училище. Здесь и вступил в комсомол. Потом работал на заводе имени Лихачева токарем - универсалом в отделе главного энергетика. Ушел с завода по состоянию здоровья. И случилось так, что некоторое время нигде не работал. Сразу же оказалось очень много свободного времени. Заполнить его было нечем.
Все чаще и чаще Юру видели вместе с Володей Ефимовым, уже совершившим в прошлом несколько краж. Видимо, «романтика» Володиных похождений увлекла и Юру.
22 августа друзья возвращались из сада «Эрмитаж». На улице Чехова, около своего дома, ограбили пьяного мужчину. А через несколько дней украли запасное колесо от стоявшей во дворе «Победы»...
Георгий Васильевич слушал, не перебивая. Слушал и думал о том, что за последнее время более десятка ребят из дома № 23 по улице Чехова были замешаны в разных антиобщественных проступках. И вот теперь еще один, Юрий Фролов. Что ж, все ясно: парня погубила улица...
Улица... Широкие, просторные тротуары, новые многоэтажные дома, зеленые скверы. Московская улица, оживленная, разноголосая. Она возникла на месте старых проездов, деревянных бараков благодаря самоотверженному труду советских людей. Каждый день проходят по ней инженеры, строители, создатели этих новых магистралей и проспектов. Идут и радуются, глядя на результаты своего труда.
Но почему же укоренилось мнение, что улица, та самая, красивая, сверкающая многочисленными огнями, иногда губит подростка, оказывает на него плохое влияние? Почему, переделав внешний вид улицы, люди не поинтересовались, чем живет она вечерами, когда открываются двери театров и концертных залов, а в домах зажигаются ласковые огоньки?
В подворотне дома № 23 по улице Чехова - группа парней. Поднятые воротники, кепки, надвинутые на самые брови... Если нет поблизости участкового, появляется поллитровка, кто - то приносит гитару. И начинается «веселье». Шарахаются в сторону прохожие, из автомата звонит домой девушка, возвращающаяся с вечерних занятий: «Выходите встречать, я боюсь».
Пока еще эти парни не совершили никакого преступления. Просто их пьяные лица не внушают доверия, их «веселье» мешает окружающим. Но проходят дни, недели, и это утомительное однообразие надоедает. Не найдя правильного применения своей энергии, своим молодым силам, ребята начинают придумывать «новые занятия» - идут в ход кулаки, сотрясаются от тяжелых ударов двери квартир. А потом появляются и финки. Отсюда уже недалеко до скамьи подсудимых.
Приглядитесь внимательно к этим ребятам. Нет, это не бездельники, не лодыри, не лоботрясы. Один работает на заводе, другой - в гараже, третий учится в техникуме. Но все это утром, днем. А вечером им просто нечем заняться.
Во дворе негде залить каток, сыграть в футбол. Что же делать? Пойти в театр, кино, музей? Но будем говорить прямо: музеи привлекают далеко не всех, в театр не всегда достанешь билет, а кино... Ну сколько же дней подряд можно ходить в кино!
Конечно, есть еще заводские клубы, Дома культуры. В разнообразных кружках и секциях там можно найти немало интересного. Но зачастую молодые рабочие живут далеко от предприятия, и не каждый, вернувшись с работы, захочет снова ехать на противоположный конец города.
Вот и стоят парни весь вечер около ворот или, к великому ужасу лифтерши, осаждают парадное. А потом возникают слова какой - нибудь залихватской, надрывной песни. Она разливается по улице, а весной или летом проникает в раскрытые окна домов...
Врывается она и в окна маленького особнячка, расположенного напротив, через дорогу, - Свердловского райкома комсомола.
Работники райкома возмущаются: безобразие, опять эти хулиганы мешают работать. Ведь есть же в их доме красный уголок, а в соседнем - клуб. Шли бы туда...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.