Ганджа окружена садами. Весною в белом кипении садов трудно разыскать корпуса фабрик и совсем не видно домов. А дальше, где обрываются сады, тянутся бесконечные хлопковые поля, кукурузные заросли.
К северу загораживает горизонт Главный водораздел, а слева Шах - Даг расставил свои вышки снеговых шапок и охраняет покой долины. Земля хорошо оплачивает труд хлопкороба, дает богатейшие сборы винограда, и ганджинские сады славятся далеко за пределами Азербайджана. Издавна считалось, что благополучие этого края - в кукурузе, виноградниках и хлопке. Тюрк - туземец питался поколениями от виноградных и кукурузных щедрот земли. Немец - колонист внес рационализацию и насадил рецепты немецкой виноградной агротехники и виноградные квадраты и дал новые поводы убедиться в непреложности прадедовских законов, утвердивших виноградники и кукурузу для потомков. И промышленность - веяние новых времен - выросла здесь такая, для которой хлопок - хлеб, а виноград - вино. На, окраине города выросли приземистые корпуса текстильных фабрик и винных заводов.
Земля, законы, написанные прадедами, довлели над людьми и держали их в плену.
Но канавы и штольни сказали правду об этой земле.
С 1924 г. люди, пришедшие сюда из Тифлиса, Москвы и Ленинграда, диковинными инструментами и приборами копались в земле, щупали пальцами, нюхали, пробовали на вкус. Люди прорыли в разных направлениях канавы и повезли в Тифлис, Москву, Ленинград кусочки земли, завернутые в бумажки, крошки камней - показывать и изучать.
А с 1929 г. здесь начали сверлить землю бурами.
С 7 июля прошлого года Центральная комиссия Геологического комитета СССР в своем протоколе записала:
«Запас руды только в северо-западном участке месторождения равняется 52 млн. тонн».
Примерно то же самое записала комиссия и про другие участки Дашкесана.
Люди, которые приходили сюда с невиданными приборами, давали все новые и новые дополнения к протоколам комиссии. Затем подвели итоги разведкам дашкесанского месторождения железных руд. Было записано, что в Дашкесане обнаружены богатейшие залежи магнетитовых железных руд и что только по категории А и Б этих руд не менее 100 миллионов тонн, а общая сумма запасов - вдвое больше.
Таким образом геологи внесли существенную поправку в экономическую географию Азербайджана. Там, где говорится о ганджинских садах и виноградниках, надо теперь добавить о миллионах тонн великолепной магнетитовой руды...
А в другом кольце карты Закавказья, на два вершка выше кружка на берегу Черного моря, кружка, который зовется «Порт Поти», по склонам отрогов высятся копры закавказской кочегарки - Ткварчельских угольных копей.
В окружении субтропической экзотики (мандарины, згойя - каучуковое дерево, апельсиновые рощи) Ткварчеллы расправляют свои мускулы. 110 млн. тонн угля цепко держит в своих костистых отрогах земля и только после большой борьбы отдает их. О Ткварчеллах, основной угольной базе Закавказья, ЦК ВКП(б) сказал:
«Предложить ВСНХ Союза форсировать окончание работ по разработке ткварчельского угля, а Наркомводу в месячный срок представить проект строительства угольного порта, приступив к постройке его с января 1932 г.».
Как кислород в грудь больного, вливается жизнь в копи и расширяет их, заставляет работать учащенным темпом. Идет усиленная реконструкция копей. 1.200 тыс. тонн угля в год будут давать Ткварчеллы в первое время, а к концу 1937 г. - 3 млн. тонн.
Ткварчельский уголь коксуется, давая высокого качества металлургический кокс. Уже в будущем году промышленность получит от Закавказской кочегарки 630 тыс. тонн кокса...
Ткварчеллам на помощь в трудные дни придут тквибульские угли. 40 млн. тонн запасов тквибульского угля, коксующегося с 15 - процентной примесью ткварчельского угля, - добавочные ресурсы кокса.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.