Летопись интеграции
Ярка и многокрасочна летопись фактов и событий, раскрывающих важнейшую тему: сотрудничество молодежи социалистических стран, наших братских союзов в реализации грандиозной программы социалистической экономической интеграции.
Полистаем страницы этой летописи...
Между черноморскими портами Варна (Болгария) и Ильичевск (СССР) — 247 морских миль. Было время, когда почти все грузы — а товарооборот между нашими странами вессьма велик и возрастает из года в год — шли по железной дороге через Румынию. Доставка их морем дала бы внушительную экономию. Но грузить и перегружать сырье, оборудование, станки с поездов на суда, а затем снова на поезда явно нецелесообразно: это требует слишком много времени и дополнительной рабочей силы. Советские и болгарские специалисты пришли к выводу: надо строить паромный комплекс. И он был построен. Крупнейший в Европе. Учитывая сложные условия работы — болотистые берега должны были превратиться в устойчивые фундаменты для 300 сооружений, — были определены сроки строительства: четыре года. ВЛКСМ и ДКСМ объявили строительство паромной переправы Ильичевск — Варна ударной комсомольской стройкой. Она была завершена за полтора года!
В год 60-летия Ленинского комсомола вступил в строй газопровод «Союз». Труба длиной в 2750 километров связала Оренбургское газоконденсатное месторождение, открытое в 1966 году геологами на левом берегу Урала, с Западной границей СССР — отсюда оренбургский газоконденсат продолжает свое путешествие к заводам и фабрикам братских социалистических стран. Молодежные союзы СССР и Болгарии, Венгрии и ГДР, Польши и Чехословакии взяли шефство над стройкой — одной из важнейших в программе СЭВ.
На старте газопровода, в Оренбурге, работали болгарские комсомольско-молодежные бригады. Затем эстафету приняли молодые чехословацкие строители — они соорудили пять мощных компрессорных станций на территории Волгоградской и Ростовской областей.
...В заволжском городе Палласовке есть Остравская улица. Стоят на ней дома, спроектированные в чехословацком городе Остраве. Вспоминают в Палласовке, как трудились, соревновались, дружили во время сооружения газопровода советская комсомольско-молодежная бригада Ивана Шамбера и чехословацкая — Павла Стеглика. Вспоминают, как стегликовцы, закончив работу на своем объекте — компрессорной станции, — нередко приходили всей бригадой на строительство Дома культуры, где работали ребята Шамбера. Вспоминают совместный конкурс профессионального мастерства — он стал традиционным. Вспоминают, как в трудную пору уборки урожая, когда так хотелось, чтобы в сутках было не двадцать четыре часа, а по крайней мере вдвое больше, ночью, после всех обычных смен на «собственной» стройке, из городка чехословацких строителей выходили во внеочередные рейсы мощные «татры». Тысячи тонн отборной пшеницы, выращенной в совхозе имени Чапаева, доставили эти «татры» к элеваторам, где в ярком свете прожекторов гремели заключительные аккорды битвы за хлеб...
Практика интернациональных молодежных строек утвердилась прочно. В числе таких строек ТЭЦ «Тушимице-2» в Чехословакии и комбинат минеральных удобрений в Девне, в Болгарии; медно-молибденовый горно-обогатительный комбинат в Эрдэнэте, в Монголии, и нефтекомплекс в Ленинвароше, в Венгрии... Список этот можно продолжать и продолжать.
Почетное место в нем занимает Усть-илимский целлюлозный комбинат.
...Если вы возьмете в руки карту, выпущенную в начале шестидесятых годов, не пытайтесь найти на ней Усть-Илимск. В шестьдесят втором — первая палатка. Не было тогда кранов над тайгой. И бетонных кубов и труб ЛПК — лесопромышленного комплекса — не было. И плотины Усть-Илимской ГЭС. Не было и самого города. Что было, так это Ангара, и лес вокруг, и глухие деревни, где то ли триста, то ли четыреста лет тому назад поселились люди. Сибиряки. Долгие годы казалось: жизнь шла где-то далеко. Прежде люди ехали отсюда — теперь сюда. Открытие Сибири продолжается.
Здесь, в Усть-Илимске, в этом открытии Сибири принимали участие болгарский отряд имени Георгия Димитрова, венгерский отряд имени Бела Куна, отряд имени Эрнста Тельмана из ГДР... Приезжали и работали на стройке отряды, сформированные из кубинских, вьетнамских, монгольских студентов, обучавшихся в СССР. Всесоюзные ударные отряды отправляли в Усть-Илимск съезды Ленинского комсомола.
Как работали? Вот один пример... С почетом проводил Усть-Илимск на родину бригадира венгерских плотников-бетонщиков Имре Киша, одного из знатных, уважаемых людей стройки. А начинать ему было непросто — много все-таки нового, непривычного. И тогда решили: четверо ребят из бригады Киша пройдут стажировку в бригаде Александра Алексеева, а четверо алексеевцев поработают у Киша. Александру Никитичу Алексееву было что показать и рассказать: первые страницы его сибирской строительной биографии были написаны за двадцать лет до Усть-Илимска, еще в Братске...
Интеграция стран социализма — процесс, стабильно и стремительно развивающийся, охватывающий все сферы, все стороны жизни. Это не временная кампания, это поиск совместных решений, переносящих нас за рубежи столетия. А потому жизнь предъявляет особые требования к работе братских молодежных союзов, их сотрудничеству, созданию совместной комплексной программы действий, чтобы овладеть сложными механизмами современной экономики, чтобы быть готовыми к решению задач завтрашнего дня.
Активность молодых — мощный фактор общественного развития. Необходимо использовать его в полной мере.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Фестивальная панорама «Смены». Юность планеты: борьба и надежды. Мир
Сатирическая фантазия
VI Всемирный