Плясунов
Кто из нас не знает комсомольцев - наших молодых передовиков? Знают все, кто часто бывает в комсомольских клубах, кто участвовал в Комсомольском Рождестве, в демонстрациях молодежи или каких - либо других празднествах, устраиваемых Комсомолом, кто, наконец, вступает в его славные ряды.
Но знать Комсомол в его нынешнем виде - мало.
Это все равно, что отнять от дерева его сердцевину, а все остальное - кору, ветки, листья, иглы - засчитать за целое дерево. И выйдет: как будто дерево и как будто и не дерево.
Так и с Комсомолом. Его надо знать не только таким, каков он есть.
Надо знать, откуда он взялся, как появилась его сердцевина, как она развивалась и в результате чего мы имеем сейчас поразительно быстро выросшее, молодежное дерево - Комсомол, имеющее несколько тысяч ветвей и свыше 400 тысяч листочков - своих членов.
Следовательно, для того, чтобы знать теперешний Комсомол, надо узнать его прошлое, надо изучить его историю.
К этому прошлому, но только не всего Комсомола, а одной из его передовых организаций - Уральской - мы и обратимся.
Начинать изучение приходится с несколько отдаленных времен. Ведь и дерево, о котором мы говорили выше, так, просто, без всего, вырасти не может. Ему нужна хорошая почва, влага, солнце.
Также и юношеское движение не могло зародиться и развиться «по щучьему велению и нашему хотению». Для его зарождения и развития нужны были соответствующие условия, - и эти условия надо искать в той тяжелой жизни, которою мы жили до революции.
Работа по 10 и 11 часов в сутки на «казенных» (другими словами на военную ногу
поставленных) заводах, фабриках, рудниках, постоянные подзатыльники и беганье в лавку за полбутылкой и соленым огурцом, ничтожная плата и тяжелая, никогда не изживаемая бедность в семье - вот та почва, на которой зародилась сердцевина юношеского движения.
Культурная отсталость, забитость, сознание своего бессилия в одиночку и липкая, теплая кровь, фонтаном выпускаемая их тех, кто вступал в борьбу с самодержавием - вот та влага, которая питала эту сердцевину.
Мысли страстные, сильные о лучшем будущем, о гибели тяжелых порядков жизни - вот то солнце, которое своими лучами поддерживало жизнь сердцевины юношеского движения.
На Урале эта сердцевина возникла, главным образом, в момент войны в виде анархических организаций молодежи, союзов учащихся и небольших групп молодежи, осознавшей уже к тому моменту всю вздорность лично - бунтарской борьбы анархистов и шаткость, болотистость союзов учащихся и объединившейся вокруг подпольных большевистских организаций для классовой борьбы за интересы всего рабочего класса.
Все эти маленькие объединения молодежи, вели, конечно, различную работу.
Так, например, Екатеринбургские анархистские организации молодежи, создавали такие же организации по заводам Урала, печатали и распространяли прокламации.
Уфимский союз учащихся занимался «перевоспитанием своих членов» - при чем, как он «перевоспитывал» - на пользу ли рабочему классу или нет - и спрашивать не надо. Это ясно и так. Революции он боялся, как огня.
А молодежь в Екатеринбурге, которая объединилась вокруг большевиков, помогала настоящей революционной работе и впоследствии стала во главе массового юношеского движения.
Именно эти, работавшие с большевиками группы, мы можем считать сердцевиной юношеского движения, так как и лучшая часть членов анархистских организаций и союзов, учащихся впоследствии примкнула к ним.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.