Этот документ представляет собой перечень обязательств, которые берут на себя ВАЗ, ВАРЗ и «Автоэкспорт», чтобы осуществить совместный проект по разработке конструкции, подготовке производства и выпуску на кооперационной основе спортивных автомобилей ВАЗ-2108 «Спорт».
В числе наиболее важных пунктов протокола — обязательство вАЗа в плановом порядке поставлять в Вильнюс необходимые узлы и детали. Работники нее Экспериментального участка ВАРЗа должны проводить сборку, испытания и доводку раллийных автомобилей в спортивных соревнованиях в СССР и за рубежом.
Помню, сразу же после подписания протокола я попросил Брундзу прокомментировать этот документ.
— Очень своевременное решение, — сказал Стасис. — Оно стало возможным потому, что на ВАЗе заметно усилилось внимание к автоспорту. Раньше завод либо с большим опозданием начинал работу по созданию спортивных модификаций, либо вообще этим не занимался. В нынешнем году одновременно с первыми образцами серийного автомобиля ВАЗ-2108 появилась и его спортивная модификация, представляющая собой, по сути дела, новую машину, отличающуюся от стандартной даже внешне.
Крайне важны, на мой взгляд, и пункты протокола, касающиеся «Автоэкспорта». В них сказано, что это объединение будет решать вопросы, связанные с закупкой импортных комплектующих изделий для спортивных автомобилей. Спустя год я снова беседовал со Стасисом Брундзой на эту тему. Тон его высказываний был куда менее оптимистичен:
— К сожалению, у нас ничего не изменилось. Протокол остался всего лишь словами. Хотя мы и встречаем некоторую поддержку со стороны руководителей Волжского автозавода, все равно приходится по-прежнему прилагать огромные усилия, чтобы ВАЗ поставлял нам серийные детали, не говоря уже о специальных.
Итак, то внимание к автоспорту со стороны ВАЗа, о котором Стасис Брундза говорил во время нашей предыдущей встречи, оказалось, видимо, всего лишь эпизодом. Если в прошлом году в международных ралли «Со-юз-85» участвовали две специально подготовленные в Тольятти вазовские «восьмерки», то в ралли «Союз-86» выступила всего одна из тех машин. Двигаясь такими темпами, нечего рассчитывать, что мы догоним конкурентов.
В ралли «Союз-86» победил чехословацкий гонщик Иржи Урбан на «шкоде», хотя лучший результат показал Степан Васильев из Тольятти, выступавший на «восьмерке». Но она шла вне зачета. Ведь чтобы получить право официально выступать в главных международных соревнованиях на новом автомобиле, необходимо подготовить 200 таких машин. Только тогда эта спортивная модификация может, согласно правилам Международной федерации автоспорта, получить доступ на соревнования...
Сегодня вильнюсские автомобилисты прилагают максимум усилий, чтобы создать новую спортивную машину на базе вазовской «восьмерки», которая могла бы претендовать на призовые места в абсолютном зачете. Но без помощи ВАЗа работникам экспериментального участка такой задачи не решить хотя бы потому, что у них нет ни литейного, ни штамповочного производств.
— Нам нужна помощь не только со стороны ВАЗа, — говорит Брундза. — Чтобы создать конкурентоспособный спортивный автомобиль, необходимо закупить за рубежом некоторые узлы и агрегаты, которые у нас в стране не производятся, например, систему электронного вспрыска топлива, турбонагнетатели и т. д. Организация собственного производства обошлась бы в миллионы. Поэтому, как утверждают экономисты, дешевле закупить эти комплектующие изделия за рубежом. Кстати сказать, именно так по ступают известные автомобильные фирмы мира.
Я слушаю Брундзу и вспоминаю характерный эпизод, произошедший на ралли «Союз-86». В этих соревнованиях (они проходили в феврале) принимал участие ученик Брундзы неоднократный чемпион страны Эугениюс Тумалявичус. Как утверждают спортсмены, успех в ралли во многом определяет резина, то есть шины, в которые «обуты» колеса. Так вот для зимы, как считают специалисты, необходима резина «Барум» чехословацкого производства. У Тумалявичуса ее не было... После первого дня соревнований он занимал 23-е место.
В тот же день потерпел неудачу его товарищ Ромас Береснявичус — у его автомобиля отскочило колесо, и Ромас не смог продолжить гонку. Но на его автомобиле стояла чехословацкая резина. И тогда поздно вечером, во время перерыва в гонке Эугениюс отправился к Береснявичусу и упросил его одолжить колеса. Ночью автомобиль Тумалявичуса «обули» в чехословацкую резину, и на следующий день Эугениюс передвинулся на пять мест вперед...
— Нужно еще учесть, — продолжает Брундза, — что специально подготовленный спортивный автомобиль — это экспортный товар, пользующийся большим спросом. Прибыль, полученная от продажи таких машин, с лихвой покрыла бы затраты на закупку комплектующих деталей для них. Уверен, что раллийные автомобили могли бь: стать постоянной статьей нашего экспорта. Кое-какой опыт в этом у нас есть. Автомобили для ралли с маркой УРТЗ (Вильнюсская фабрика транспортных средств) поставлялись в Канаду и Норвегию, Панаму и Камерун...
— Но предположим, завтра наши гонщики получат наконец современный автомобиль с двигателем в 250 — 300 лошадиных сил, — говорю я Стасису. — Можно ли в этом случае сказать, что уж тогда-то они добьются больших успехов?
— Я бы воздержался от таких заявлений, — говорит Брундза. — Уровень подготовки техники в значительной степени обусловливает и уровень мастерства гонщика. Ведь, получая в свое распоряжение новый по конструкции и значительно более мощный автомобиль, спортсмен должен как бы заново учиться ездить. А на это опять-таки нужно время. Не годы, конечно, но уж месяцы — точно...
За последние годы Экспериментальный участок в Вильнюсе явно перерос рамки одного из подразделений авторемонтного завода. Как считают многие специалисты, ему, видимо, необходимо придать большую самостоятельность, наделив статусом межведомственного технического центра, где будет и собственное опытно-конструкторское бюро, и опытное производство, и полигон для испытания новых конструкций.
Такой технический центр мог бы сотрудничать не только с ВАЗом, но и с АЗЛК, и с «Коммунаром», и с другими автозаводами. Тогда, во-первых, эффективнее использовались бы достижения и находки экспериментаторов всех наших автозаводов, а во-вторых, опыт, накопленный вильнюсскими энтузиастами, нашел бы применение в создании спортивных модификаций не только «Лад», но и «Москвичей» и «Запорожцев». Это, кстати, позволило бьг шире использовать возможности унификации. Ведь уникальные узлы и детали, изготовляемые для спортивных машин, крайне дороги, поэтому ставить их на малолитражки одной марки — явное расточительство.
К сожалению, наши автогиганты игнорируют поиск создателей спортивных автомобилей под тем предлогом, что те, дескать, оторваны от реальной жизни, делают какие-то «ракеты», не имеющие ничего общего с обычными автомобилями... Однако практика мирового автомобилестроения доказывает, что между этими «ракетами» и стандартными автомобилями существует теснейшее родство и что мощный и стремительный спортивный автомобиль может заметно ускорить прогресс и своего серийного собрата...
Литву, где выросло много выдающихся мастеров автоспорта, не зря называют «автомобильной» республикой. В течение последнего времени здесь стараниями Стасиса Брундзы и его коллег многое сделано для того, чтобы обеспечить лучших автоспортсменов страны — участников сборной СССР современными раллий-ными автомобилями. Разумеется, ЭУПСА будет развиваться и совершенствоваться — недавно Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог Литвы приняло решение о расширении Экспериментального участка на ВАРЗе. Все это хорошо. Но сейчас крайне важно, чтобы и скорость этого совершенствования тоже была достаточно высокой...
Пока же Стасис Брундза проводит большую часть своих летних отпусков в поездках, обивая пороги автозаводов с просьбой выделить то-то и то-то. Нервные перегрузки, связанные с «выбиванием» деталей, естественно, сказываются на здоровье. И недавно молчаливый Стасис, столь скупой на слова, признался: «Во время гонки правые повороты выполняю нормально, а левые как-то не так: болит сердце...»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.