Следует, видимо, подумать также о том, как обеспечить более равномерное укомплектование вузов квалифицированными научно-педагогическими кадрами, тщательнее подходить к подготовке соответствующих специалисте. Немалое значение имеет также рациональное размещение учебных заведений, которое учитывало бы перспективы развития производительных сил в различных экономических районах страны и демографические факторы.
В последние годы немало было сделано для обеспечения более широкого притока в высшие учебные заведения рабочей и крестьянской молодежи. Такой подход полностью вытекает из политики партии, направленной на сближение рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции, на укрепление социального единства нашего общества. С большим удовлетворением была встречена нашим народом такая важная мера, как создание при вузах подготовительных отделений, первый выпуск которых уже влился в ряды нашего студенчества.
Мне приятно сообщить вам, что Центральный Комитет партии и правительство, в соответствии с Директивами XXIV съезда КПСС, на днях приняли важное решение, которое предусматривает значительное улучшение материальных и жилищно-бытовых условий студентов высших учебных заведений и учащихся средних специальных учебных заведений. Имеется в виду, в частности, повысить размеры стипендий студентам вузов и учащимся техникумов. Предусмотрено также строительство большого количества новых студенческих общежитий, существенное улучшение медицинского и санаторно-курортного обслуживания, организации питания, развитие спортивной базы. Только на повышение стипендий и расширение числа стипендиатов государство дополнительно выделяет в этой пятилетке полтора миллиарда рублей.
Мы уверены, что это приведет к дальнейшему улучшению подготовки кадров специалистов, послужит новым стимулом к повышению активности нашего студенчества — активности в осуществлении решений XXIV съезда партии, в учебе и науке, в труде и спорте. Одним словом, мы считаем, что это оправданные, «рентабельные» вложения! Важно только, чтобы выделенные средства были использованы наиболее эффективно и рационально. Позаботиться об этом должны руководители учебных заведений, соответствующие министерства и ведомства, партийные, профсоюзные и комсомольские органы.
Но, товарищи, какие бы органы или учреждения ни заботились об успехах высшей школы, такие успехи не придут, если сами вы, студенты, не внесете в это дело свой решающий вклад.
Собственно говоря, ваша общественная ответственность как взрослых людей начинается с того самого момента, когда вы переступаете порог высшей школы. Ведь студенческая пора — это не только подготовка к завтрашнему дню, не просто ожидание его. Это уже сегодня — яркая, содержательная жизнь. Это напряженный, творческий труд, активная общественная работа.
Латинское слово «студент» словари расшифровывают как «усердно работающий, жаждущий знаний». Да, главное назначение студента — учиться. Это ясно каждому. Однако конкретное содержание этого понятия не оставалось неизменным, и в наши дни оно меняется как никогда быстро. Как учиться, чему учиться, как выбрать и усвоить главное в океане сведений, имеющих отношение к твоей профессии? Все это отнюдь не риторические вопросы.
Вы готовитесь к тому, чтобы стать специалистами своего дела на том или другом участке трудового фронта. И вашим ориентиром в учебе должны быть те требования, которые предъявляет сегодня жизнь к советскому специалисту, к активному участнику коммунистического строительства.
Советский специалист сегодня — это человек, который хорошо овладел основами марксистско-ленинского учения, ясно видит политические цели партии и страны, имеет широкую научную и практическую подготовку, в совершенстве владеет своей специальностью.
Советский специалист сегодня — это умелый организатор, способный на практике применить принципы научной организации труда. Он умеет работать с людьми, ценит коллективный опыт, прислушивается к мнению товарищей, критически оценивает достигнутое.
И, конечно, современный специалист — это человек высокой культуры, широкой эрудиции, в общем, это настоящий интеллигент нового, социалистического общества.
Что же нужно для того, чтобы достичь этого действительно высокого уровня?
Глубоко, в полном объеме овладеть программным материалом вуза важно, совершенно необходимо. Но одного этого недостаточно. Надо научиться постоянно совершенствовать свои знания, вырабатывать навыки исследователя, широкий теоретический кругозор. Без этого трудно ориентироваться во все увеличивающемся объеме знаний, в растущем потоке научной информации.
Процесс обучения в вузе сегодня все больше опирается на самостоятельную, близкую к исследовательской, деятельность студента. Массовым стало участие студентов в научных кружках и семинарах, как никогда широкую популярность приобрели конкурсы и выставки научных работ. И это хорошо!
Хочу особо подчеркнуть, дорогие друзья: творчески освоить специальность, стать активным участником нашего коммунистического строительства, проводником политики партии в массах можно лишь овладев марксистско-ленинской теорией. Учение марксизма-ленинизма — это основа, неотъемлемая составная часть знаний специалиста любого профиля.
Верность марксизму-ленинизму, пролетарскому интернационализму — это благородная традиция нашей партии, нашего комсомола, которую высшая школа призвана всемерно укреплять и обогащать. Советское студенчество — передовой отряд молодежи мира. Оно вместе со всеми ровесниками из других стран активно борется против империализма, за социальную справедливость, за лучшее будущее для всех народов. И это — большое, высокое качество нашего советского студенчества!
Товарищи! Получать нужные знания, воспитывать в себе необходимые для Советского специалиста качества вам помогают ваши учителя. У нас тысячи замечательных работников: преподавателей, доцентов, профессоров. Где бы они ни трудились: в знаменитом, со славной историей университете или в новом институте, биография которого только начинается, их труд, их опыт, их знания — бесценный капитал для нашего общества. Во многих высших учебных заведениях сложились крупные научные школы. Их возглавляют выдающиеся ученые страны, чьи имена составляют гордость отечественной и мировой науки.
Большой ученый, настоящий педагог повторяет себя в своих учениках. Ученик перенимает идейную убежденность учителя, его отношение к труду, научную эрудицию, методику работы. Будьте же достойны своих наставников, друзья. Дайте им высшую радость, которую может испытать учитель: сознание, что ученик превзошел его!
Словом, друзья, ленинский лозунг: «Учиться, учиться и учиться!» остается для вас и сегодня самым важным, самым актуальным лозунгом жизни!
Но мы не можем, не имеем права забывать и другого ленинского призыва: призыва к тому, чтобы процесс учебы шел рука об руку с процессом коммунистического воспитания. Конечно, эти два процесса на практике должны сливаться воедино. Однако это не приходит само собой. Об этом надо заботиться и заботиться постоянно как в ходе преподавания наук, так и в организации общественной жизни вузов. Огромную роль в этом деле призваны играть вузовские партийные и комсомольские организации.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.