Мы как-то привыкли к тому, что вокруг нас все время совершаются такие необычайные, сказочные дела, о которых прежде писалось только в научно - фантастических романах. Нашего современника трудно чем - нибудь удивить. Ему знакомы и свист реактивных самолетов, и тысячерукая мощь экскаваторов - великанов, и предельная точность умных приборов. Он участник грандиозных строек и свидетель рождения новой изумительной силы - атомной энергии. Он воздвигает невиданные доселе грандиозные плотины я создает моря в безводных степях.
Давно ли отшумели первые штормовые ветры над степным Цимлянским морем! И вот уже новое юное море расплескало свои воды в уральских таежных лесах.
Камское море...
Первое море на Урале, созданное руками человека!
Оно начинается неподалеку от города Молотова, вверх по течению Камы, - там, где бетонная громада плотины, перехлестнув речную ширь, врезалась в правобережное взгорье. Привольно, на многие десятки километров, разлилась неспокойная водная синь, сдерживаемая гигантскими земляными дамбами. В иных местах море разлилось так широко, что лишь в ясную погоду виден его противоположный берег.
И бывалые капитаны, уходя в рейс, с беспокойством справляются о погоде, не гуляет ли на Камском море шторм. Как - то даже странно слышать разговоры между речниками о штормах здесь, на Урале...
Перед тем как выйти в Камское море, суда проходят через шлюз. Круглые сутки принимает шлюз пароходы и баржи, груженные углем, нефтью, металлом, цепочки плотов. Мощные электровозы, курсирующие вдоль шлюзовых стен, перетаскивают плоты из камеры в камеру.
Навигация в полном разгаре, и у эксплуатационников шлюза горячее время. Ночью работы не меньше, чем днем.
... Мы пришли на шлюз, чтобы познакомиться с работой комсомолки Раисы Плотниковой, одной из лучших судопропускниц. Был уже поздний вечер, но вокруг сияло такое множество электрических огней, что весь шлюз длиной в полтора километра просматривался насквозь, из конца в конец. В заполненных водой камерах стояли катера, баржи, пассажирские пароходы. Все это скопище судов, потоком продвигаясь из камеры в камеру, гудело моторами, шипело паром, шлепало плицами колес. По палубам прогуливались пассажиры, пожертвовавшие сном ради интересного зрелища. С любопытством смотрели они на могучие фермы железнодорожного моста, переброшенного через шлюз, на массивные ворота, камер, на гирлянды ярких огней, отраженных в черной маслянистой воде.
Раису Плотникову мы нашли у кирпичной будки седьмой головы шлюза.
С увлечением рассказывала она, как их коллектив соревнуется в честь XX съезда КПСС с судопропускниками других смен, о том, как борются здесь за сокращение времени шлюзования, за четкость и дисциплинированность в работе. как добиваются безаварийности.
- О, извините, у меня плот! - озабоченно говорит девушка и, путаясь в полах своего широкого плаща, спешит к дальнему концу камеры, куда медленно входила громада плота, влекомая на канатах двумя электровозами.
Пока Раиса Плотникова принимала плот, мы познакомились с самой юной работницей шлюза - дежурным электромонтером Риммой Тащилиной, тоже комсомолкой. Этой светлоглазой девушке всего двадцать лет. Она сидит за столиком в чистой просторной будке, внимательно следя за сигнальными лампами и электроприборами на щите управления. Римма старательно, совсем по - школьному, вписывает в судопропускной журнал названия проходящих судов, караванов, время их шлюзования.
Это ее первая самостоятельная работа. В отличие от Раисы Плотниковой, которая на шлюзе проводит вторую навигацию и считается уже опытной судопропускницей, Римма приехала на Камскую ГЭС нынешней зимой, закончив после десятилетки курсы электромонтеров.
- Специальность эта очень нравится мне, - говорит Римма. - Буду продолжать учиться. Сейчас готовлюсь поступить на заочное отделение Ленинградского индустриального института!.
Неожиданно из переговорной трубки раздается команда. Это Раиса Плотникова отдает распоряжение открыть ворота. Римма быстро поворачивается к пульту управления, и ее маленькая узкая рука нажимает рубильник. С минуту гулко шумит электрическая лебедка, сухо пощелкивают тросы. После этого в будке снова водворяется тишина: путь каравану открыт. Слышатся басистые гудки - это электровозы потянули плот к речному фарватеру.
Входит Раиса Плотникова и, расстегнув плащ, присаживается на скамью. Лицо девушки влажное, все в дождевых капельках; глаза живые, смеющиеся. Раиса продолжает свой рассказ. Она говорит о том, как впервые приехала на стройку из родной уральской деревни вместе с подругой Клавой Чеснаковой, как училась в школе рабочей молодежи и сдала нынче весной экзамены за седьмой класс, делится своими планами на будущее. Эта трудолюбивая, настойчивая девушка тоже жаждет учиться, она думает поступить в машиностроительный техникум.
Ha шлюзе немало юношей и девушек, которые так же, как и Раиса и Римма, хорошо трудятся и готовятся продолжить свое образование.
В голубой вышине поют на ветру провода высоковольтной линии. Первые шесть генераторов уже посылают промышленный ток городам и селам, вырабатывают самую дешевую на Урале электроэнергию.
На Камской ГЭС будут работать двадцать четыре гидротурбины, общей мощностью в полмиллиона киловатт. Все агрегаты устанавливаются в бетонном теле водосливной плотины; отдельного здания электростанции здесь нет. Это - новшество в отечественном гидростроительстве.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Окончание. См. №№ 11, 12, 13, 14, 15, 16