У костра

Александр Яковлев| опубликовано в номере №516, ноябрь 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

Те, кто сидел у костра, засмеялись. И Ковалёв невольно улыбнулся: такое искреннее удивление прозвучало в голосе старика.

Могучев всему удивлялся, будто на старости лет открывал новые миры. Удивлялся тому, что над полями совсем низко летает самолёт, а по полям ходят автомобили, ищут в земле нефть и горючий газ.

- Сами по воздуху летают или по траве ходят, а далеко в землю видят. Премудрость!

Удивлялся он, что на разведках в одной группе командует женщина, Дора Васильевна, а у нее в подчинении семеро образованных мужчин. Но больше всего он удивлялся рассказам геологов о прошлом саратовской заволжской земли. У него даже не раз возникало сомнение:

- Христа ради, не обманывайте меня! Говорите мне только правду. Не смейтесь над стариком!

- Да что вы, дедушка? Разве мы позволим смеяться? - успокаивали его молодые геологи.

- Я знаю, вы много науки приняли. А наука-мука всему учит. Вам всё известно.

- Ну, положим, далеко не всё.

- Нет, нет, вы знаете много. Я вижу, вы люди правильные. А правильный человек - вроде бы праведник. Вы праведники!

Эти его последние слова были встречены и смехом и недоумением: «Почему же праведники?»

- А потому праведники, что работаете на общую пользу, - наставительно и важно ответил дед. - Я уже давно думаю об этом: кто в жизни праведник? Праведниками земля держится.

Вот был я в Киеве, годов тридцать назад. Видал одного... Ну, только меня сумнение взяло, праведный ли он? Сказали мне, в лавре, в пещерах, праведные есть и не только мёртвые, а и живые. Мне, конечно, было очень лестно посмотреть на живого праведника. И вот в одной пещере показывают мне через окошечко: «Это праведный Митрофаний, дал обет не ложиться, второй год стоит на ногах». Гляжу, в самом деле стоит человек, не двигаясь, смотрит на икону. Меня аж оторопь взяла: неужто второй год стоит? Кругом темнота, сырость... Я бы дня единого не простоял! Бабы тут, вижу, засматривают в окошечко, шепчут: «Праведный! Праведный! Какой подвиг-то принял!». Я сперва тоже поудивлялся, а потом и подумал: «В чём же здесь праведность? Второй год стоит человек столбом, а кому же польза? Ни ему, ни людям! Год простоит, два... потом умрёт. Пропала жизнь без пользы! Нет, думаю, праведник - тот, кто для других работает больше, чем для себя». Я вижу, вы для других сильно работаете. Вы газ теперь пустили в Саратов и даже в Москву. Людям облегчение сделали. Нешто не праведники? И знаете много... Вот про мамонтов-то. Так, значит, мамонты и бродили в наших степях?

- Да, тут и бродили. Вы же сами видели кости.

- Кости-то я видел. На Большом Иргизе из обрыва вытащили кость прямо с меня величиной. Только у нас говорили, будто она от великана какого-то. В стародавние времена жили великаны с одним глазом во лбу.

- Таких великанов не было. А были мамонты - тоже великаны в своём роде.

Ему показывали картинки в книгах: мамонты пасутся на полях, гигантские ящеры ползают по берегу моря. Дед ахал:

- Гм! Премудрость! Мастер списал, будто сам всё видел! Гляди, Игонька, гляди!

А Игонька - шестнадцатилетний внук Могучёва, тоже возчик - из-за дедова бока заглядывал в книгу. У него такие же пытливые, жадные глаза, такие же большие руки и ноги и в очертаниях головы много общего с головой деда. Вечерами куда дед, туда и внук: большая дружба между ними. Но внук слушал молча, руками не всплёскивал. Застенчивый и, как подросток, неуклюжий, он тоже иногда расспрашивал жадно, особенно студентку Любочку Рябову: она как-то казалась ему ровней... Однако в его расспросах не столько было удивления, сколько радости. Ковалёв видел: на лице паренька всегда печать восторга: «О, как интересен мир!». И понятно: деду надо сломать в себе старые понятия, чтобы воспринять мир новый, а пареньку ничего не надо было ломать, он вольно и радостно входит в него.

Любопытно было наблюдать, с каким интересом эти люди разговаривают с геологами.

Однажды дед с какой-то болью сказал после беседы с геологами:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Критика и библиография

Стихи Семена Гудзенко