Когда Геннадий Квитчастый вышел из проходной завода, его окликнул Иван Косовцев, конструктор.
- Знаешь, у меня новость, - сообщил Косовцев, - наш главный конструктор Кузьма Васильевич Волков с Волго - Дона приехал...
- Что же он рассказывает?
- Говорит, хорошо наши экскаваторы работают, строители довольны... Но всё же кое - какие неполадки есть, да и об уменьшении веса машины надо подумать... Это и нас, конструкторов, и вас, литейщиков, кровно касается.
Друзья долго ещё говорили о том, какие вести привёз главный конструктор. И в тот вечер у комсомольца - технолога Геннадия Квитчастого зародилась мысль о создании комплексной бригады творческого содружества.
Бригада была создана во втором литейном цехе экскаваторного завода имени Коминтерна. Вошли в неё технолог Геннадий Квитчастый, прибывший на завод по окончании Сумского техникума, конструктор Иван Косовцев, выпускник Московского ордена Трудового Красного Знамени высшего технического училища имени Баумана, стахановец - формовщик Леонид Ворошилин. Все они люди разных профессий. Но в том - то и сила бригады, что молодые специалисты как бы дополняют друг друга, вместе решают большие творческие вопросы, над выполнением которых каждый из них в отдельности работал бы месяцами, а может быть, и годами.
Одной из этих работ было усовершенствование картера - важной детали экскаватора. Долго трудились молодые рационализаторы над тем, чтобы уменьшить вес детали, улучшить конструкцию. Они чертили, высчитывали, изготовляли модели. И вот наступил день, когда в литейном цехе сделали первую пробу: начали отливать картер по новому способу, предложенному Геннадием Квитчастым и его товарищами...
... От печи веет нестерпимым жаром. Косматые языки пламени вырываются из - под шапок электродов. Сталевар Павел Шипилов, взявший очередную пробу, вылил металл на плиту. Пробу отнесли на анализ.
Через несколько минут подручный вернулся с результатами анализа. По его улыбающемуся лицу Шипилов понял, что плавка удалась.
- Принимайте тяжеловесную! - крикнул он повеселевшим голосом.
В цехе вспыхнул ослепительный свет. Разбрасывая брызги, струя расплавленного металла хлынула в ковш. Формовщик Леонид Ворошилин, невысокий, широкоплечий парень, в последний раз осмотрел собранную форму.
- Волнуешься? - спросил технолог Квитчастый Леонида.
- Дела новое. Тут всякое может быть...
- Сомневаешься, значит?
- Нет. Просто непривычно. Риск...
- Конечно, - согласился технолог. - Но риск обоснованный, построенный на расчёте!
Послышались звонки мостового крана, и вдоль пролёта поплыл ковш, доверху наполненный расплавленной сталью.
Когда ковш остановился над металлическим ящиком - опокой, пожилой заливщик взялся за рычаг. Ещё мгновение - и польётся металл. Но рабочий взглянул на форму и отвёл руку от рычага.
- Ты что, дружок, порядка не знаешь? - спросил он Ворошилина. - Почему во - время форму не собрал?
- Посмотрите - ка, собрана.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.