ТВ: стадион для всех

Александр Иваницкий| опубликовано в номере №1276, июль 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Я поначалу удивлялся: как это не видно шайбы? А потом мне довелось оказаться на их месте, когда показывали бейсбол. Куда бьют? Зачем бегают? И разве углядишь за этой крохотулей-мячиком! Зевота, а не спорт. И чего это сотни тысяч болельщиков беснуются на трибунах?.. А возьмите теннис. В Англии знаменитый Уимблдонский турнир могут смотреть и день, и два, и три подряд. У нас же с трудом удается отстоять в программе «получасовку». Считается, что этот вид спорта мало кого способен заинтересовать.

Поэтому, чтобы не допускать несправедливости, надо принять за основу следующее. Для телевидения, вопреки сказанному выше, нет неприемлемых видов спорта. Все они для голубого экрана привлекательны. И, понимая это, телевидение ведет неустанную борьбу за будущее множества спортивных дисциплин. Но позвольте, почему надо воевать за то, что и так достаточно привлекательно?! Для того, чтобы окончательно запутать читателей, остается заявить, пожалуй, последнее. Телевидение – это сила, которая сама по себе нейтральна. Если фехтование, штанга, водное поло, самбо, виндсерфинг, пинг-понг, планеризм не подчиняются законам телевидения, они игнорируются им...

А что значит подчиниться?! И надо ли? И в какой мере спорт должен идти навстречу ТВ?! И почему навстречу телевидению, а не наоборот?.. Телевидение, вторгаясь в нашу жизнь, ощутимо меняет ее. Развиваясь, завоевывая космос, ставя себе на службу новейшие технические открытия (лазер, волоконную оптику), оно будет влиять на действительность еще больше. Не станем вдаваться в подробности всех этих процессов. Но недаром люди, собираясь на новое место работы в дальние края, кроме традиционного: «А какая там погода?» – спрашивают: «А есть ли там телевидение?»

Если спорт достойно представлен на телеэкране, то у него есть преданная армия болельщиков. На мой взгляд, это аксиома. В таком случае тот вид спорта, который появляется на голубом экране от случая к случаю или вовсе не заявлен, приверженцев не имеет или имеет так мало, что их голоса еле слышны. Все это серьезнее, чем может показаться. Для государства небезразлична судьба той или иной спортивной дисциплины: достаточно ли активно развивается, например, пинг-понг или, допустим, борьба. Виды спорта между собой различаются уровнем разносторонности, способности развить человека физически и духовно. И многие спортивные дисциплины дают людям тонны здоровья, необходимого для продуктивного труда в любой сфере деятельности, для отличного настроения, для содержательной жизни, наконец.

ТВ сделало для физической культуры уже немало. Как только оно стало цветным, притягательность спортивных зрелищ резко возросла. Телевидение изобрело замедленный повтор, и эта «машина времени» начала работать на спорт. Видеозапись, электронный монтаж, выбор наиболее удобного для людей времени – все это тоже в поте лица трудится на благо спорта. Длиннофокусные объективы, которые за сотню метров позволяют увидеть веснушки на лице, пригодились прежде всего на соревнованиях, поскольку там действие происходит не в павильоне и «актеры» находятся далеко от камер. Мощная оптика нужна была не ради веснушек, которые сами по себе достаточно симпатичны, а ради выявления эмоционального состояния атлетов. Ведь все чаще «голы, очки, секунды» вызывают гораздо меньший интерес, чем психология поединка. Через человека, с помощью крупного плана, ярче проявляется эстетика спорта. О сюрпризах не принято говорить заранее. И тем не менее я собираюсь сообщить читателям о двух новшествах, которые мы намерены использовать в олимпийских телепередачах. Думаю, что мои слова не помешают нашей аудитории получить удовольствие от любопытнейших новых зрелищных эффектов.

Готовясь к трансляциям состязаний Олимпиады-80, мы задумались над одной проблемой. Есть фотографии, на которых движение выглядит подобно развернутому вееру. На таких снимках последовательно, одна за другой, запечатлены все фазы движения. «А если расчленить движение и на телеэкране?» – такой вопрос был задан нашим инженерам. Оказалось, что сегодня аппаратура для такого показа уже создана. С ее помощью замедленный повтор острого момента будет похож на то, как будто выстроили на столе костяшки домино, толкнули последнюю и все они плавно одна за другой повалились на стол. Так, на телеэкране, скажем, полет футбольного мяча становится зримой пунктирной линией. Вы видите, как мяч оторвался от ноги игрока, проскочил между защитниками, обогнул вратаря и срикошетил от штанги. Кстати, этот способ показа будет не только интересным для зрителей, но и полезным для спортивных специалистов, так как послужит неопровержимым аргументом в разного рода спорных ситуациях...

Второе техническое новшество не имеет прямого отношения к спортивным трансляциям, оно по своим возможностям гораздо шире, но применить его впервые мы постараемся именно на Олимпиаде-80. Вы когда-нибудь бывали в комнате, где установлены десятки зеркал, и ваше изображение дробилось, множилось, повторялось десятки раз, и двойники копировали ваши движения, завораживая вас?.. Примерно то же сможем делать и мы теперь на телеэкра-

не. Например, выступление гимнастки нетрудно будет превратить в некую фантастическую феерию, своеобразное «шоу», причем воздействие его на публику может быть усилено музыкой. И это лишь десятая часть возможностей этой новой уникальной аппаратуры, которую я назвал бы «электронным вариатором». Как видите, телевидение ищет новые и новые пути для усиления выразительности спортивных передач, привлечения к ним внимания многомиллионной аудитории. Ну, а как реагируют на это разные спортивные дисциплины? Особенно те, которые находятся в тени телевизионных юпитеров?.. Возьмем мою любимую борьбу вольного стиля. В период подготовки к московской Олимпиаде она доставила нам немало хлопот. Правила в борьбе столь сложны и запутаны, что даже не всякий мастер спорта сможет выполнить, например, роль ответственного секретаря борцовского турнира. А постоянная неразбериха со штрафными очками и прочими судейскими тонкостями... Самому опытному комментатору трудно объяснить ситуацию болельщикам. Пока начнешь расставлять точки над «i», – глядишь, один из борцов уже на лопатках.

В Монреале телевидение не сумело разобраться в специфике борьбы и потерпело конфуз. Эфирное время ценится дорого. Поэтому, решив не показывать предварительную часть турнира, все телекомпании нацелились на завершающий день. Нацелились и промахнулись. В финальной части были пьедесталы почета, торжественная музыка, а поединки шли лишь за серебро и бронзу. Согласитесь, церемонии награждения, показанные десять раз подряд, – зрелище хоть и внушительное, но явно не телевизионное. Так вместо двухчасового репортажа пришлось телекомпаниям ограничиться минутным сюжетом в информационной программе. Вместо, поверьте, блестящих схваток, о которых вспоминали бы и поныне, которые бы сагитировали в «классические» и «вольные» борцы легионы мальчишек...

А казалось бы, чего проще. Рядом существуют бокс и дзюдо, которые избавлены от вышеназванных недочетов. Болельщику, следящему, скажем, за поединками на ринге, не надо лдмать голову и делать сложные математические подсчеты. Проигравший боксер выбывает из турнира. Все просто и понятно. И что самое существенное, в финале действительно происходит главный поединок и лишь затем награждение. Это называется «олимпийской системой» выявления победителей. Она общепринята и действует безошибочно во многих видах спорта и турнирах любого ранга. Но теперь проблема с показом борьбы, наконец, разрешена, в чем, я надеюсь, убедятся зрители. На Олимпиаде-80 телевидению будут неподвластны разве что только пулевая стрельба и стрельба из пистолета (одна из дисциплин пятиборья) да еще парусные гонки. Хотя последние мы все-таки постараемся показать и телевизионными средствами и с помощью кино. Все остальное стало доступно голубому экрану. И это, может быть, один из первых рекордов ХХII летних Олимпийских игр!

Но не получается ли после всего сказанного престранная вещь? Отдав много лет спорту и как борец и как журналист, я вроде бы призываю зрителей к двухнедельной неподвижности. Спорт, стало быть, превратится в одну из причин гиподинамии, двигательного голода, справедливо считающегося бичом нашего времени...

Шестнадцать дней созерцания «телевизионных Игр», конечно, вряд ли пойдут на пользу вашему здоровью. Но зато за это время вы получите столь мощный эмоциональный заряд, что, несомненно, резко улучшите свое мнение о спорте. И пусть не каждый из вас захочет после этого крутануть сальто с трамплина или выйти на баскетбольную площадку, все же стремление как-то приблизиться к спорту, наверное, посетит вас. И, уж безусловно, можно надеяться, что вы возьмете за руку своего ребенка и отведете его в ближайшую секцию, – кстати, не так уж важно, в какую.

Все затраты времени, сил, терпения спорт возвращает сторицей. И не только мышечной радостью. Здоровый, сильный, ловкий, смелый человек, я убежден, воспринимает мир иначе, более оптимистически, более ярко и непосредственно, а в конечном счете и более творчески (если только не лишать физическую культуру признаков культуры вообще). И я надеюсь, что олимпийский телеэкран продемонстрирует именно творческие возможности спорта во всей полноте.

Впрочем, словами этого не опишешь – Олимпиаду надо видеть!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Мы говорим: добро пожаловать!

19 июля 1980 года в Москве открылись XXII летние Олимпийские игры