Олимпийские сооружения нашей страны огромны, трибуны стадионов просторны и вместительны, но истинных болельщиков, поклонников бескомпромиссной спортивной борьбы, все равно неизмеримо больше, чем билетов на состязания Олимпиады-80. Стало быть, многие, очень многие останутся, что называется, за бортом и не побывают на олимпийских соревнованиях...
Не побывают... Но это совсем не значит, что болельщики будут лишены возможности посмотреть Игры ХХП Олимпиады. Напротив, с моей точки зрения, они окажутся даже в более выигрышном положении, чем те счастливчики, которым удастся попасть на трибуны, поскольку очевидец, скажем, финальных боев по боксу не сможет увидеть через минуту, например, заключительный матч футбольного турнира.
Телевидение же покажет все, что только будет интересного на Олимпиаде-80. Причем сделает это с максимальной оперативностью; прокомментирует перипетии спортивной борьбы, повторит в замедленном ритме самые яркие моменты, укрупнит лица олимпийцев и, что существенно, доставит Игры со всей их красочностью и драматизмом на дом к болельщику. Правда,такое пиршество спортивных зрелищ, каким станет в телевизионном отображении Олимпи-ада-80, потребует от болельщика немалых усилий и даже жертв. Придется на две недели отложить в сторону разнообразные дела и все свое свободное время отдать телевизору. Для других членов семьи, которые безо всякого интереса относятся к спорту, это грозит долгим отлучением от «ящика» – вещи, уже неотъемлемой от нашего быта. Однако давайте на минуту допустим, что с 19 июля по 3 августа нынешнего года мы не станем делиться на людей, принимающих спорт или взирающих на него чуть свысока.
За ходом московских соревнований в июле – августе будет следить внушительная «всепланетная» аудитория. Телевизионное изображение по 20 каналам (наземным и спутниковым) можно передать практически в любой уголок земного шара.
Рядом с Останкинским телецентром выросло небольшое пятиэтажное здание современной архитектуры. По объему оно в три раза меньше существующего технического телевизионного центра. Однако электронной техникой ОТРЦ (олимпийский телерадиоцентр) начинен в три раза больше. Советские строители и инженеры в предельно короткие для мировой практики сроки создали своеобразный электронный уникум.
Московские стадионы будут буквально «нашпигованы» телевизионной техникой. Для обеспечения «международного» телевизионного изображения выставляется 250 телекамер, а для показа одной лишь легкой атлетики на Большой спортивной арене в Лужниках их предназначено 30. Между тем обычно «королеву спорта» показывают с помощью всего четырех телекамер. Год назад в Швейцарии представитель Гостелерадио СССР продемонстрировал схему расстановки электронного оборудования на Центральном стадионе имени В. И. Ленина, и в ответ раздались аплодисменты. Рукоплескали асы электронной прессы – люди, которые участвовали в организации и освещении не менее десяти зимних и летних Олимпийских игр.
Эти сотни стационарных и ручных телекамер будут установлены на земле, под водою, на вертолете, на машинах, станут передвигаться по специально проложенным рельсам, находиться в углублениях, рвах, на катамаране, под сводами спортзалов, на осветительных мачтах... И все это будет работать на «международное» изображение. Несколько слов об этом термине. Ход всех соревнований необходимо транслировать «от и до». И показывать нужно, согласно протоколу Международного олимпийского комитета, прежде всего атлетов, претендующих на призовые места, вне зависимости от их цвета кожи, гражданской принадлежности и вероисповедания.
Каждая телетрансляция по линиям связи попадает в ОТРЦ, и здесь представители телевизионных компаний выбирают то, что они считают нужным. И поэтому, например, в ГДР московскую Олимпиаду увидят под своим углом зрения. Совершенно ясно, что болельщикам этой страны будет интереснее посмотреть соревнования по плаванию, легкой атлетике, академической гребле, гандболу, гимнастике – по тем видам спорта, где лучше всего выступают спортсмены ГДР. На Кубе, видимо, предпочтут другое: бокс, баскетбол, штангу и легкую атлетику. В Венгрии – фехтование, водное поло, пятиборье, футбол. Во Франции... Словом, предоставляя 20 каналов, мы понимаем, что наши Игры будут показаны с 20 разных точек зрения (добавьте сюда еще 100 радиоканалов).
А что увидят наши телезрители? Вопрос и простой и сложный. Простой, потому что по I программе ЦТ будет показано все самое интересное и, конечно же, практически все финалы. А сложный, потому что с маху вот этак не ответить на элементарное: «Что же считать «самым-самым»?»
Перед монреальской Олимпиадой Николай Озеров, выступая в программе «Время», задал вопрос болельщикам: «Что бы вы хотели посмотреть прежде всего и в каком объеме?» Мы получили массу писем и подытожили: на первом месте, как и ожидалось, оказался футбол. А после Игр анкетирование показало: «кожаный мяч» отодвинулся на восьмую позицию. Было ли это для нас неожиданностью? Нет. По долгому опыту мы знаем, что олимпийская табель о рангах по-своему расставляет разные виды спорта. Футбол на чемпионате мира – это одно, а на Играх – совсем другое.
Есть ряд обстоятельств, которые также влияют на формирование зрительского интереса. Победа, особенно неожиданная, может Золушку мгновенно превратить в принцессу. Вспомните легендарный финиш Валерия Борзова на стометровке в Мюнхене. Потом этот триумфальный для нас финал крутили по «телику» чуть ли не дюжину раз. И все было мало. Прежний телевизионный легкоатлетический «паек» показался нам скудным. Таким образом, учитывая традиционные привязанности болельщиков и динамику интереса к олимпийскому спорту, мы сейчас несколько изменим привычную иерархию видов спорта на телеэкране.
По I программе ЦТ будет ежедневно транслироваться четыре спортивных блока. Первый начнется в 8.40 и будет длиться всего 20 минут, эта спортивная информационная программа расскажет об олимпийских событиях предыдущего дня. Второй стартует в 10.00 и поведает об утренних состязаниях. Он продлится до 15 часов. Третий начнется в 19.00 и окончится в 21.00. А вечером, после программы «Время», предполагается в течение получаса транслировать «Дневник Олимпиады». Этот четвертый блок несет, пожалуй, основную нагрузку. Если учесть, что в самую напряженную пору соревнования будут проходить одновременно на шестнадцати спортивных аренах, то перед «Дневником» задача стоит не из легких: рассказать все обо всем. Десятиминутные информационные сюжеты будут предварять и завершать второй и третий блоки, а случись что интересное на других стадионах, в ходе репортажей будут делаться перерывы для экспресс-информации (минута, не более). Кстати, ради уникального события может быть прервана и любая другая, неспортивная передача. Словом, зрителей I программы не посчитаешь обойденными. Это важно, поскольку только она имеет у нас повсеместное распространение.
IV программа ЦТ доступна в основном жителям Европейской части территории СССР. По этой программе спорт будет идти с 10 утра до 21 часа с перерывом на передачу «Спокойной ночи, малыши». Формируя IV программу, мы постараемся учесть интересы разных республик и географических районов нашей страны. Так, хорошо известно, что велоспорт, баскетбол, ручной мяч вызывают повышенное внимание в наших прибалтийских республиках. На Кавказе же вкусы несколько иные – здесь больше всего любят футбол, борьбу... Поэтому IV программа хотя и условно, но рассчитана на болельщиков не широкого профиля, а тех, кто, будь у него даже возможность свободного выбора, ходил бы только на «свой», избранный вид спорта.
Приглашая вас к олимпийскому телеэкрану, я надеюсь, что вы помните – первая наша трансляция начнется 19 июля в 16 часов по московскому времени. Торжественная церемония в Лужниках откроет новую страницу в спортивной летописи – Игры ХХП Олимпиады.
И тем не менее сказано еще не все... Вы когда-нибудь видели телепередачи по марафону, спортивной ходьбе, стендовой стрельбе, парусным, велошоссейным гонкам, стрельбе из лука, конному троеборью?.. Не торопитесь говорить «да». Если и видели, то киносюжеты, или спортивные документальные фильмы, или, если вам повезло, нечто вроде пробных репортажей. Это вполне объяснимо. Есть виды спорта телегеничные, есть не очень удобные для голубого экрана, а есть такие, которые вообще вроде бы невозможно демонстрировать электронным способом. Беды тут особой нет. То, что пользуется особой популярностью и традиционно показывается по телевидению, мы дадим в виде прямых репортажей или видеозаписей. Остальное отснимем на кинопленку и тоже покажем пяти- или десятиминутными сюжетами.
Но постойте, кто это и когда сказал, что спорт делится на тот, который хорошо смотрится на голубом экране, смотрится так-сяк и вообще ни в какие телевизионные ворота не лезет? Попробуем разобраться на примере хотя бы хоккея. Уж кто-кто, а он, возведенный в рыцарский ранг, на удивление, пришелся к телевизионному двору. За что же такая горячая любовь? Ну, прежде всего, конечно, за успехи нашей сборной. А кроме того, за скорость, динамику и за то, что хоккей укладывается в четко ограниченное игровое время.
Телепрограммы рассчитаны по секундам. И любая задержка ставит «эфир» под угрозу срыва. Программа, как говорят на телевидении, начинает «ползти». Задерживаются другие передачи, а среди них есть такие, которые обязаны выходить в строго фиксированное время. Приходится что-то сокращать на ходу, заполнять резервом паузы, а тем временем уходит из нужной зоны космический спутник связи. Словом, замешкались на секунды, а хлопоты доставили громадному количеству людей.
Конечно, лаконичность хоккея – немаловажное его преимущество. В наш нетерпеливый век вряд ли кто-нибудь выдержит многочасовое сидение, разве что в исключительном случае. Вот и попробуйте поставить в программу, скажем, непрогнозируемый волейбол. Сколько продлится игра – три, четыре, пять партий, 30 минут или два часа? Сегодня прямая трансляция (предпочтительная форма репортажа) для волейбола – редчайшее исключение. Если матч
начинается в 22 часа, то рискнуть можно: завершая программу этим репортажем, не допустишь передержки. После ведь все равно нет ни концерта, ни кинофильма. Хотя и тут не особенно разгуляешься – зрителям ночные телебдения ни к чему.
Но телегеничность хоккея определяется не только его временной компактностью. На одном международном симпозиуме обсуждались различные творческие подходы к показу спорта, в частности хоккея. Азартно спорили канадские, шведские, чехословацкие спортивные телережиссеры, а представители Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии, Латинской Америки остались к дискуссии равнодушны. Реплики, которыми они обменивались в момент демонстрации хоккейных видеозаписей, прояснили ситуацию. Они просто не понимали игры, не знали ее правил и не видели шайбы на телеэкране, точнее, не успевали следить глазами за этой юркой каучуковой черной точкой.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.