«Ан гард!» - эта команда знакома всем, кто бывал в фехтовальном зале. Её смысл - принять боевое положение, стать в стойку.
В зале просторно и тепло. Вдоль стен, в специальных футлярах и чехлах, подвешены шпаги, рапиры, эспадроны, тут же аккуратно установлены винтовки с эластичными штыками: всё это - спортивное оружие.
На узких и длинных линолеумовых дорожках идут занятия. Здесь и молодёжь и мастера спорта. Слышатся лязг скрещивающихся эспадронов, удары клинков.
Звучит отрывистая команда:
- Шаг вперёд! Назад! Выпад! Два шага вперёд, батман, раз-два, удар, раз, два, три, коли! Репост!
В руках опытного фехтовальщика мелькает рапира. Обманные движения молниеносны; они запутывают противника. Рапира проходит через как будто непроницаемую защиту и неожиданно колет грудь. Движения настолько быстры, что их едва улавливает глаз. Недаром во время матча фехтовальщиков - двое, а судей - пятеро.
Фехтование - красивый и увлекательный спорт. Его часто называют искусством. Действительно на грани искусства находится мастерство фехтовальщика, в движениях которого отточенность сочетается с мгновенной реакцией, точность расчёта - с изящной законченностью удара.
Спортивное фехтование берёт своё начало в XV веке. Вскоре определились два течения в технике фехтования - французская и итальянская школы. В России фехтование появилось впервые при Петре Первом. Оно было введено как обязательный предмет и называлось «рапирной наукой».
На протяжении многих лет в списке чемпионов фехтования мы встречаем военных людей. Это понятно: фехтование, как спорт, близко военным. Владеть хорошо холодным оружием стремится каждый воин. При кафедре рукопашного боя военного факультета Центрального института физкультуры имени Сталина работает и нынешний чемпион СССР по фехтованию капитан Владимир Вышпольский.
Спортивный путь этого блестящего фехтовальщика очень интересен. Он начался с «двойки», полученной по... фехтованию. Окончив среднюю шкалу, молодой сибиряк приехал в Москву и поступил в Центральный институт физкультуры. Высокий, хорошо физически развитый, ловкий юноша легко успевал по любому виду спорта, но только не по фехтованию. Он был хорошим легкоатлетом, защищал честь столичной команды на соревнованиях по прыжкам на лыжах. Но рапира и эспадрон его не увлекали. Фехтовать он не стремился, и на уроках в институте против обыкновения скорее скучал, чем занимался. Так продолжалось до тех пор, пока однажды преподаватель не поставил ему двойку. Появление в зачётной книжке столь неприятного балла огорчило Вышпольского, и он решил выправить положение.
Это было началом. Постепенно он заинтересовался и увлёкся фехтованием. Он приобрёл личные эспадрон и рапиру, стал изучать литературу, присматриваться к мастерам, посещать соревнования. Лучшие преподаватели - заслуженные мастера спорта Климов, Мордовии, Аркадьев - увидели у себя на тренировках нового ученика. Он упорно постигал секреты искусства фехтования. И неожиданно институт облетела новость:
- Владимир Вышпольский - чемпион инфизкульта по фехтованию!
Эта победа определила его судьбу. Вскоре Вышпольский выигрывает первенство Москвы по фехтованию на рапире и штыках. А спустя ещё четыре года завоёвывает звание абсолютного чемпиона СССР, заняв первые места в состязаниях по рапире и эспадрону, второе - по шпаге и третье - по штыку.
Фехтование с его тонкой, многогранной техникой - трудный вид спорта. Соревнования требуют от участников большого физического и волевого напряжения. В 1940 году, например, абсолютный чемпион за шесть дней розыгрыша первенства провёл 120 боёв и потерял в весе 6 килограммов. На последнем первенстве Вышпольскому пришлось встретиться с 26 противниками. Только в финале соревнований по эспадрону он нанёс 40 уколов, получив в ответ лишь один.
Несмотря на то, что по времени бой непродолжителен (он длится не больше 15 минут), каждый розыгрыш требует от участника выносливости и великолепной тренированности. Особенно это ярко видно при флеш-атаке. В ней проявляются лучшие качества спортивного мастерства: точность, стремительность и ловкость. Это атака-молния, или, как её называют на спортивном языке, ускоренный рывок. Во время флеш-атаки один из фехтовальщиков (атакующий) мгновенно устремляется на противника. Вначале он весь как бы сжимается, а потом молниеносным прыжком, обманывая одновременно противника оружием, поражает его решающим уколом.
- Туше! - фиксируют судьи, когда атака удалась.
- Нет! - говорят они, если удар отпарирован.
Туше капитана Вышпольского, завершающее обычно остроумную комбинацию игры с рапирой или эспадроном, знакомо всем сильнейшим мастерам: оно молниеносно и почти всегда точно.
Чемпион совершенствует своё мастерство на тренировках. Никогда он не выбирает себе только одного партнёра. Если в понедельник он занимается с одним из товарищей по спортивному оружию, то в среду тренируется уже с другим. Подобно боксёрам, проводящим спаринг с противниками разных весов, мастер фехтования проверяет себя на нескольких партнёрах, Капитан Владимир Вышпольский лучше всех в СССР владеет рапирой и эспадроном. Его туше - туше чемпиона.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.