Ямщиков, Голушкин, Танаев, Фурдик – сотрудники Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской имени И. Э. Грабаря (ГЦХРМ). У этой мастерской замечательные традиции. Еще в двадцатых годах ею (тогда она называлась Всероссийской комиссией по сохранению и раскрытию памятников живописи) были обследованы такие архитектурные комплексы, как соборы Московского Кремля, монастыри Новгорода, храмы Троице-Сергиевой лавры, изучены регионы Северной Двины и Поволжья, развернуты интереснейшие выставки вновь открытых и реставрированных памятников. Чтобы понять, что это были за выставки, достаточно назвать лишь одну экспонировавшуюся на них вещь – «Троицу» Андрея Рублева.
– Современная художественная жизнь немыслима без реставраторов, – настаивает реставратор и искусствовед Савелий Ямщиков (сам он специалист по древнерусской живописи, проделавший большую работу по изучению и восстановлению искусства древней Карелии). – Мы радуемся, что художники все чаще обращаются к нам, чтобы узнать секреты техники и технологии живописи. Впрочем, сейчас говорить о секретах не приходится. У нас нет тайн – у нас есть знания. Все наши реставраторы имеют специальное образование. И это нам кажется естественным – мы даже не представляем уже реставратора-ремесленника. Ведь оживить живопись, заставить зазвучать давно угасшее слово – это тоже искусство!
Стоит добавить, что реставраторы ГЦХРМ не только знающие люди, но и энтузиасты. Узнав о находке полотен Честнякова, они немедленно поехали в Кострому – посмотреть на них, а посмотрев, взяли отпуск и остались там на целый месяц: не терпелось приложить руки к делу, отчистить и привести в порядок хотя бы некоторые полотна.
Полотна Честнякова я впервые увидела недавно – в начале 1976 года. С произведениями Фатеева познакомилась раньше, они были экспонированы в декабре 1971 года в Политехническом музее. Тогда я еще не знала, что эта выставка – результат своеобразной «цепной реакции»: казалось, картины Фатеева, подобно написанным им цветам, излучали энергию, заставляющую людей действовать. В 1965 году один из немногочисленных знакомых и почитателей Петра Петровича устроил ему выставку в Институте автоматики и телемеханики. На следующий год она повторилась в Московском энергетическом институте – ее «привел» туда один из посетителей Института автоматики и телемеханики. Экспозиция в Политехническом музее была следующим звеном цепи.
В последние годы многие художники обратились к теме космоса. Получили известность работы Г. Курнина (Сочи), В. Щукина (Ярославль), Д. Янкова (Болгария), М. Иосимовича (Югославия), Ч. Боннестелла (США). У нас на глазах родился новый жанр живописи. Жанр, который вновь и вновь заставляет вспоминать о художнике, стоявшем у его истоков, – Петре Петровиче Фатееве, о силе его фантазии, глубине и философичности его мысли.
Полотна Честнякова завершили свой нелегкий путь к людям – над ними трудятся умные и добрые руки реставраторов, им суждено храниться и экспонироваться в Костромском музее изобразительных искусств.
Картины Фатеева еще в дороге – ждут постоянного места «прописки» и заботы специалистов. Но я уверена – ждать им осталось недолго. «Рукописи не горят», – писал Михаил Булгаков. Если у художника было что сказать людям – его картины непременно придут к ним.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.