В заключение мне хочется сказать молодым читателям «Смены» вот о чем. В моей обширной почте очень много писем от школьников, воинов Советской Армии, рабочих, студентов, которые хотят стать артистами цирка, попробовать себя в жанре дрессуры. Мой многолетний опыт показывает: начинают в цирке многие, но не всех хватает на огромные усилия, на тяжелый, изнурительный труд и лишения.
Что греха таить, смерть частенько смотрела мне в глаза. В 30 лет меня рвали львы – тогда я выступал со смешанной группой хищников, – нанеся сразу 18 ран. Еле выжил. В 1953 году в Свердловске не захотел ехать на мотоцикле «гонщик» Мурат, вздыбился, «положил» лапы мне на плечи. Результат: смещение суставов позвоночника, обрыв хрящей в пояснице. Врачи утверждали, что ноги будут болтаться, как плети. В Саратове самый крупный медведь Малышка свалился с лестницы, поломав мне несколько ребер. В Туле у медведя, лопнул намордник, и зверь не удержался от соблазна схватить за руку. Не раз приходило недовольство собой, но отчаяние, безволие – никогда. Скажу честно, я очень не хотел, чтобы мои дочери Людмила и Татьяна стали артистками цирка и тоже подвергались опасностям, жили кочевой, трудной, суровой жизнью; я мечтал о том дне, когда увижу их педагогами или врачами – кем угодно, но только не артистами цирка. Но, видно, моим планам не суждено было сбыться...
Старшая. Людмила, учась на IV курсе одного из технических вузов, вдруг заявила, что хочет стать дрессировщицей. Было много разговоров, слез, споров... Пришлось уступить, взял ее к себе. Татьяна в 1971 году закончила Институт иностранных языков и тоже пришла в цирк. Ну что ж, видимо, призвание родителей все же передается детям, к тому же и окружение и наши профессиональные интересы не могут не влиять на выбор детьми жизненного пути. Теперь я по-настоящему рад, что династия наша продолжается. Дочери работают с хищниками, со слонами, с обезьянами, с собаками. В их аттракционе есть далее питоны – с ними занимается муж Людмилы Валерий – лауреат Всесоюзного смотра артистов цирка.
Так что. мои молодые друзья, без призвания, без одержимости – одержимости до фанатизма – артистом цирка, тем более дрессировщиком, стать нельзя. Случайному человеку на арене места нет. Ну, а тем юношам и девушкам, которые действительно увлечены цирком и упорно сражаются за свою мечту, я искренне желаю удачи и успехов. Только, друзья, помните, что путь ваш к осуществлению мечты может оказаться и не прямым и не легким. Конечно, для детей цирковых артистов путь на арену бывает значительно проще. С малых лет они жонглируют кольцами и булавами, бесстрашно пытаются держать равновесие на канате. Многие из них ко дню поступления в цирковое училище уже сложившиеся артисты.
Но я знаю и немало примеров того, как молодые люди, до наступления совершеннолетия лишь несколько раз побывавшие на представлениях в цирке, потом становились первоклассными мастерами арены.
Конечно, многим известен случай с Юрием Никулиным. Он с детства мечтал стать артистом. Когда после войны Юра, демобилизованный солдат, пришел поступать в ГИТИС. а затем в Щепкинское училище, его не приняли ни тут, ни там. Да и во ВГИК, кстати, тоже. Формулировка приемных комиссий была проста: «...ввиду отсутствия данных». Ему так и говорили: «Извините, молодой человек. не с вашей внешностью сниматься в кино... Будьте благоразумны». Кто мог знать тогда, что этот молодой человек в потертой шинели станет не только замечательным клоуном, но и известным артистом кино...
Необычен был путь в большое искусство и прекрасного эквилибриста, ныне директора Московского цирка Евгения Милаева. В прошлом рабочий обувной фабрики, он уже в зрелые годы пришел в цирк – опять-таки мечта влекла – и добился выдающихся результатов. Я помню его старый номер «Эквилибристы на лестнице», который стал ярким событием в жизни советского цирка.
Не всем известно, что и Олег Попов до прихода в цирк работал слесарем, а Карандаш рисовал афиши в кинотеатре.
За мою долгую жизнь в искусстве многие юноши и девушки, одержимые цирком до фанатизма. добились осуществления своей мечты, выросли. расправили крылья, стали подлинными мастерами арены, чье творчество служит примером уже для новых поколений артистов. Несколько десятилетий не знал себе равных в мире номер «Икарийские игры» под руководством гимнаста-акробата Владимира Плинера, человека, перед талантом которого я преклонялся. Теперь эстафету у прославленного артиста приняли его ученики во главе с лауреатом премии Ленинского комсомола Анатолием Кузяковым. Для них характерны и высокий профессионализм, и культура исполнения, и сценическое обаяние. и. что самое главное, постоянное желание совершенствоваться, обогащать номер новыми находками – трюковыми, сюжетными, композиционными, образными...
Перебирая в памяти достижения акробатов, я с удовольствием вспоминаю выступления семейства Запашных. Сегодня на арене блистают их ученики – акробаты-вольтижеры под руководством лауреата премии Ленинского комсомола Владимира Шемшура. Жонглеры на лошадях... Я застал еще блистательного Н. Никитина, передавшего творческую эстафету Н. Ольховикову. Сегодня в этом жанре нет равных юному Сарвату Бегбуди, чей природный баланс, блистательное умение владеть всеми аксессуарами на любой лошади повергли в восторг многих любителей цирка.
Канатоходцы... Сколько их, техничных, бесстрашных, артистичных! Достаточно назвать семейство Волжанских. Уже давно их номер украшает цирковые программы. Но ни сам Владимир Волжанский, ни его дети никогда не почивали на лаврах. Не «утихомирились» они и сейчас – буквально каждый сезон открывают новой программой.
А что может быть лучше с точки зрения утверждения национального стиля в цирковом искусстве, чем дагестанские канатоходцы – юные красавицы сестры Гаджикурбановы под руководством Алибека Кантемирова! Алибек учил искусству верховой езды самого Олеко Дундича, прославленного героя гражданской войны. Я хорошо знал его сыновей. Среднего, Ирбека, Семен Михайлович Буденный считал лучшим наездником страны. Младший. Мухтарбек, был не только джигитом, но и хорошим акробатом, самбистом, боксером. Его даже приглашали на Олимпиаду в Мельбурн в составе сборной страны. Сегодня «Кантемировскую школу» окончили более 200 (!) человек, и вся эта плеяда артистической молодежи успешно выступает в разных номерах, превосходя подчас отцов и дедов.
Молодое поколение советского цирка работает упоенно, со страстью, не зная усталости. Так оно и должно быть. Ведь цирк – это юность, творящая чудеса храбрости, ловкости, грации и самоотверженности.
У нашей цирковой молодежи есть главное – драгоценное право эксперимента, поиска, и каждый может воспользоваться этим правом, чтобы открыть новые страницы в прекрасной истории отечественного цирка.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть