... Смыкается кольцо врагов вокруг Царицына. На помощь Сталину, в Царицын, через донецкие степи спешат ворошиловские войска, но их путь преграждает взорванный врагами пролёт моста. Его нужно восстановить. Дорог каждый час, каждая минута, а инженер-строитель неторопливо высчитывает:
- Вообще говоря, для этого нужно полгода, но, если напрячь силы, может быть, удастся в три месяца...
- Две недели! - прерывает его Ворошилов.
- Простите, товарищ, - с трудом пряча усмешку, возражает инженер, - но существует ведь предел сопротивления материалов...
- Материал точно так же должен подчиняться революции, - уверенно отвечает Ворошилов.
Нужно было выиграть время, и неукротимая большевистская воля к победе подчинила технику и материалы намеченной цели. Мост был восстановлен в назначенный срок...
Этот драматический эпизод из кинофильма «Оборона Царицына» весьма характерен. Он показывает, как понимали и ценили большевики фактор времени и темпов ещё в годы гражданской войны.
Наша Родина пострадала от первой мировой войны гораздо больше, чем другие страны, и позже их стала залечивать раны, но раньше достигла довоенного уровня производства.
Нужно было выиграть время, и революционные большевистские темпы сократили сроки. Социалистическое хозяйство на деле доказало свои преимущества и выдержало трудный экзамен. Но вековая техническая отсталость этим не была побеждена. «Невозможно отстоять независимость нашей страны, не имея достаточной промышленной базы для обороны, - говорил товарищ Сталин ещё в 1928 году. - Невозможно создать такую промышленную базу, не обладая высшей техникой в промышленности. Вот для чего нужен нам и вот что диктует вам быстрый темп развития индустрии».
Уже в первую сталинскую пятилетку неузнаваемо преобразилась наша Родина. С каждым годом страна ускоряла темпы развития хозяйства. «Нельзя снижать темпы! - указывал товарищ Сталин в 1931 году. - Наоборот, по мере сил и возможностей их надо увеличивать... Мы отстали от передовых стран на 50 - 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет».
Прошло всего семь лет, и по технике производства мы перегнали главные капиталистические страны, а по темпам развития оставили их далеко позади. Страна получила в несколько раз больше металла, топлива и сырья, чем до революции. В 1940 году наша индустрия по объёму продукции почти в одиннадцать раз превысила дореволюционную.
Сталинские темпы сократили сроки: год - до одного месяца. А в машиностроении год сократился почти до недели: за восемь дней мы получили столько машин, сколько за весь 1913 год. Благодаря этому мы могли вооружить Красную Армию всем необходимым для победы. Эту победу обеспечил сталинский темп индустриализации.
Гигантские числа украшают величественный план четвёртой пятилетки: сталь, чугун, нефть мы измеряем десятками миллионов тонн, уголь - сотнями миллионов, электроэнергию - десятками миллиардов киловатт-часов, объём промышленной продукции выражается в сотнях миллиардов рублей, грузооборот транспорта - в сотнях миллиардов тонно-километров.
Знаете ли вы, что такое миллион и миллиард? Можете представить себе, например, столбик, сложенный из миллиона рублевою? Толщина рубля не больше волоска, десятой доли миллиметра. Пожалуй, решите вы, такой столбик всё же будет в рост человека. Ошибаетесь, он будет гораздо выше не только человека, по самого высокого дома. Это уже не столбик - целая башня, высотою в сто метров. А миллиард или сотню миллиардов можете себе представить? Высота башни из 130 миллиардов рублей будет больше, чем диаметр земного шара.
В 1950 году объём продукции промышленности достигнет 205 миллиардов рублей, а сельское хозяйство даст 127 миллионов тонн зерна. Чтобы перевезти такой урожай, необходим поезд, вагоны которого растянутся на 60 тысяч километров - расстояние в полтора раза длиннее экватора.
Ещё нагляднее станут эти грандиозные масштабы, если мы представим себе, что будет получать наша страна каждую минуту 1950 года, только в одну минуту.
Начнём с угля - «чёрного хлеба» индустрии. Угольные богатства нашей Родины составляют треть всех мировых запасов. Каждую минуту наши шахтёры будут выдавать на-гора больше 476 тони каменного угля - поезд из сорока платформ.
Советский Союз - богатейшая в мире страна по запасам нефти: у нас её больше, чем во всех других государствах, вместе взятых. Каждую минуту 1950 года мы будем получать больше 67 тонн нефти.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.