Природа щедро одарила нашу Родину всеми драгоценными, цветными и редкими металлами. Но самое ценное сокровище - чёрный металл, который получают из железной руды. У нас больше половины всех мировых запасов железной руды. Чёрный металл - чугун, сталь, прокат - это новые станки, тракторы, рельсы, автомобили, паровозы, самолёты, всевозможные машины. Чёрный металл - это орудия мирного творческого труда и могущественной обороны. Ежеминутно наши металлурги будут давать 48 тонн стали.
Каждую минуту мы будем получать новенький автомобиль. Каждая минута - это 9500 метров разнообразных тканей, свыше 600 пар обуви и много других товаров.
Сколько же будет стоить одна минута работы советской промышленности?
Если считать, что наши предприятия работают в две смены, то цена одной минуты - 712 тысяч рублей. Сбережённая за смену на предприятии минута даст в сутки продукции почти на полтора миллиона, а за год - больше чем на 500 миллионов рублей.
Может быть, вы полагаете, что для государства это не так много? Вспомним для сравнения, что реконструкция одного из крупнейших предприятий - Московского автозавода имени Сталина - за две пятилетки обошлась в 561 миллион рублей.
Одна минута, помноженная на масштабы нашего промышленного производства, стоит завода-гиганта, только одна минута!...
Фрезеровщику поручили обработать новую сложную деталь. Перед ним график двух последовательных операций: первая требует 30 минут, вторая - 20. Почти целый час на одну деталь! Нельзя ли сократить это время? К сожалению, увеличить режим резания нельзя: станок и так работает на пределе.
Надо искать другой путь, и фрезеровщик находит его. Он подбирает и так комбинирует различные фрезы, что удаётся объединить во времени обе операции. Но творческая мысль на этом не останавливается. Теперь его интересует: нельзя ли обрабатывать сразу не одну, а две детали?
Фрезеровщик с помощью инженера и конструктора делает специальное приспособление, благодаря которому станок обрабатьрвает одновременно не две, а три детали. Вместо одной детали за 50 минут - три за 10 минут.
В первый же день стахановец дал в пятнадцать раз больше деталей, чем полагалось по норме, а за четыре дня выполнил двухмесячное задание.
Имя знатного фрезеровщика известно всей стране: лауреат Сталинской премии Дмитрий Босый стал «родоначальником» многих тысячников, искусных мастеров своего дела, которые месячное задание выполняют за три дня и год сокращают до месяца.
Творческий почин Босого быстро подхватили его последователи и продолжатели. На том же заводе молодые токари Нефедов и Диенов усовершенствовали свой станок и выполнили - каждый - больше 28 норм! За две минуты - часовую норму, за смену - месячное задание!
Новые методы работы не рождаются внезапно. Новаторство - не случайная удача, а плод неутомимого, настойчивого труда, и опыт лучших мастеров прокладывает пути к новым успехам. Ценность таких достижений не в единичных рекордах, ознаменованных четырёхзначными числами, а в повседневных высоких показателях работы. Успехи выдающихся стахановцев - не спортивная погоня за рекордами, и добыты они не исключительным физическим напряжением, а знанием и опытом, творческой инициативой и уменьем ценить фактор времени.
На заре стахановского движения кузнец Горьковского автозавода имени Молотова Александр Бусыгин обогнал по отковке коленчатых валов лучших мастеров американского автомобильного короля Форда. Но разве заслуга Бусыгина только в том, что он установил новый рекорд? Нет, Бусыгин учил своих товарищей, его опыт становился азбукой, а рекорд - нормой.
Потом лучшие стахановцы открыли такие же «школы» в других цехах, и завод одержал выдающуюся победу: в 1936 году легковая машина стоила 478 часов труда, а в 1940 году - только 189. Сотни часов экономии на каждой машине - и десятки тысяч автомобилей выросли из сбережённых секунд.
Это было шесть лет назад. Сейчас для кузнечной бригады завода установлена норма в 250 коленчатых валов за смену. Но вот 1 марта 1946 года кузнец Иван Повеликин отковал за смену 1006 валов. Такого рекорда кузнечный цех ещё не знавал. Но дело не в рекорде, а в том, чтобы он стал доступным каждому кузнецу. Об этом позаботятся и сам Повеликин и руководитель кузнечного цеха - депутат Верховного Совета СССР тов. Бусыгин.
Техника непрерывно шагает вперёд. Стахановцы повседневно совершенствуют и обновляют методы труда, но цель их неизменна: лучше использовать оборудование и сэкономить время производства. «К экономии времени сводится в конечном счёте вся экономия», - учит нас К. Маркс.
Большое и серьёзное дело - придумать такое усовершенствование, которое сразу ускоряет темп и сокращает сроки производства какой-нибудь детали. Ещё важнее поскорее сделать это усовершенствование достоянием всех работников, чтобы каждая машина работала на полную мощность.
Правильно указывал Босый: «То, что обычно называют рекордом, - это просто первый шаг по новому пути». Указать этот путь отстающим и помочь им - вот в чём главная заслуга стахановцев.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.