На нем голубой мундир, лихо сдвинутая солдатская шапчонка и высокие старинные ботфорты. Он точно такой же, как десятки других гвардейцев, которым сейчас предстоит штурмовать ненавистный дворец Трех Толстяков. Но только перед началом штурма, еще раз окинув взглядом свое пестрое войско, он осторожно выбирается из шумной толпы солдат, ремесленников, разряженных дам, берет в руки рупор и произносит обыкновенные режиссерские слова: «Внимание! Приготовились! Начали!»
... Помните, была такая страна, где жили смелые и веселые люди - оружейник Просперо, маленькая танцовщица Суок. доктор Гаспар, отважный гимнаст Тибул? Много лет назад нам открыл эту страну добрый, лучезарный талант Юрия Олеши.
Теперь сказка Юрия Олеши оживает на экране в фильме, который ставят А. Баталов и И. Шапиро и который, конечно же, называется «Три толстяка». Наверно, Юрий Олеша не предполагал, что старый петергофский дворец окажется таким похожим на неприступное жилище Толстяков: те же зубчатые средневековые стены, острые и частые башни, высокие железные ворота. Дворец пришлось только слегка «загримировать»: чуть высветлить стены и построить над входом бутафорский балкон.
И вот уже месяц идут здесь схватки. бои, сражения, которыми уверенно командует солдат с режиссерским рупором в руках. Лицо его отлично знакомо не только участникам съемки, но и тем добровольным, постоянным зрителям, которые целыми днями толпятся за воротами дворца. Недаром то и дело вспоминают они названия фильмов, в которых запомнили и полюбили Алексея Баталова, и спорят, каким будет он в новой роли.
На съемках «Трех Толстяков» Баталов-режиссер нередко сменяет Баталова-актера, исполнителя одной из главных ролей.
Должно быть, когда в недалеком будущем критики станут писать статьи об этой новой работе Баталова, им придется отказаться от всех привычных, устоявшихся представлений об актере. Разве что останется эпитет «положительный герой», хотя это прочное, спокойное определение не очень вяжется с Тибулом темпераментным, стремительным, энергичным и действенным.
Мне привелось видеть Баталова в амплуа режиссера. Снималась сцена, когда маленький Тутти, наследник Толстяков (его играет десятилетний ленинградец Петя Артемов), защищает свою куклу Суок. Всего лишь две-три минуты - пробег мальчика по балкону - и короткая реплика: «Не трогайте ee! Не смейте ее трогать!» Но именно в этом эпизоде впервые решается Тутти заступиться за другого человека, впервые вздрагивает от боли его холодное сердце.
Первым сыграл Тутти Баталов. Он бежал. не разбирая дороги, расталкивая свиту, с единственным желанием: «Успеть, помочь, спасти!»
Петя пристально вглядывается в каждый его шаг. Потом бежит сам. но не повторяя Баталова, а очень по-своему, по-детскй страстно и по-мужски серьезно. «Не смейте ее трогать!» - с силой кричит мальчик, рывком бросается на плечи к одному из Толстяков, молотит его по спине, бьет по голове другого.
От репетиции к репетиции темп эпизода нарастает. Тутти становится решительнее, непримиримее. И теперь режиссер только наблюдает за ним, изредка помогая короткими замечаниями.
А где же Суок, которую так страстно защищает Тутти? Она неподалеку, во дворе, и весело носится наперегонки с черной собачкой.
Творческая биография Суок началась сравнительно давно, два года назад, когда сероглазая вильнюсская школьница Лина Бракните сыграла в фильме А. Жебрюнаса «Девочка и эхо» Вику - трогательную. странную, поэтичную девочку.
А сейчас Лина все больше привязывается к своей смелой, дерзкой и сметливой Суок. Лина уже не отделяет себя от своей героини, тем более, что многие поступки Суок пришлись ей очень по душе: она охотно жонглирует горящими факелами, бегает по крыше и дерется с дворцовой стражей.
... День за днем, эпизод за эпизодом. метр за метром растет фильм. Он должен стать добрым, радостным, лирическим. Такой была сказка Олеши. А люди, которые делают картину - все! - любят его сказку.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.