Позднее на скалах Ангары и Лены были найдены настоящие художественные галереи неолитических охотников на лосей и маралов.
И совсем уж недавно на диких пустынных берегах тундренной речки Пегтымель геологи нашли поражающие своей живостью и этнографической точностью наскальные изображения. Рукою древних художников выбиты на камне сцены охоты с лодок на плывущих северных оленей, люди, вооруженные гарпунами, мифические женщины, картины шаманских фантастических легенд и видений...
Пять, десять и двадцать тысяч лет тому назад в самых отдаленных уголках Сибири, в том числе на мерзлой чукотской земле, у бродячих племен тайги и тундры работали художники-реалисты, слагались эпические сказания и песни, зрели красочные мифы и легенды. Не они ли, безвестные поколения художников тундры, тайги и безбрежных сибирских степей, уходящих в глубь Центральной Азии, проложили здесь не только первые охотничьи тропы, но и создали подпочву для собственного чукотского «Анакреона» – Юрия Рытхэу, для своих Гомеров – сказителей олонхо и улигеров, красотой и эпическим богатырским размахом которых наслаждается весь образованный мир нашего века?
Среди народов Севера особое и видное место всегда занимали тунгусские племена с их своеобразной культурой. Они были рассеяны по просторам Северной Азии, большая часть их теперь известна под собственными именами эвенков и эвенов.
Археология выразительно свидетельствует о том, что тунгусы – один из древнейших народов азиатского материка. В древних захоронениях на берегах Ангары, Лены и Жилки найдены остатки типично тунгусской одежды, изумившей этнографов своим оригинальным покроем, орнаментальным стилем украшений. Много тысячелетий назад, еще в каменном веке, тунгусы изобрели эту блестящую для бродячих охотников одежду, а кроме того – дымокур, спасающий от мошкары, соорудили легкое переносное жилище – конический шатер, построили первую берестяную лодку. Прирученный домашний олень сделал их подлинными хозяевами беспредельных богатств тайги от Ледовитого океана до Байкала и монгольских степей.
Тунгусские племена и народы прошли длительный и сложный исторический путь. Со временем они вошли в орбиту многонационального русского государства...
...Первая должность, на которую меня назначили после защиты диплома, – заведующий этнографическим отделом Иркутского краеведческого музея.
В археологических исследованиях краеведческие музеи всегда занимали первостепенное место. Прежде всего именно сюда стекаются самые разнообразные и ценнейшие находки, которые в противном случае были бы утрачены для науки. Так создаются драгоценные и нередко уникальные научные сокровища. Вокруг краеведческих музеев собираются люди, которым интересно прошлое своего края, его история и древности.
Занятие археологией местного края – естественное, необходимое и неизбежное занятие краеведов и краеведческих музеев. Можно сказать, что сама земля, из которой появляются кости ископаемых зверей, каменные топоры и бронзовые мечи, рождает археологические увлечения краеведов. «Вирус» археологии заражает десятки людей различного возраста, разных занятий и профессий одной и той же чистой страстью к научным приключениям, к открытиям и путешествиям, к поискам нового и волнующего в старых и, казалось бы, хорошо знакомых местах, необычного – в обычном и обыденном мире.
История Сибири, как показывают новейшие археологические открытия, уходит в необъятную и неизведанную глубь прошлого человечества. Сибирь вступает в эпоху неолита, а затем бронзы и железа. Позднее, в результате достижений предшествующих времен, возникают первые государственные образования.
Это было, образно говоря, первое открытие Сибири ее аборигенами, прасибиряками. Оно было длительным процессом и, если мы не ошибаемся сегодня, охватывало почти миллион лет.
Затем следует второе открытие Сибири – это деятельность первых истинных преобразователей Сибири. Не воевод и не купцов, а русских крестьян и передовых русских людей, боровшихся с суровой природой, с царизмом. Например, Ермак, для нас это не просто конкретное лицо, а своего рода символ мужества и творческой деятельности первопроходцев, первооткрывателей Сибири и всей Северной Азии. С его похода и разгрома Кучумова царства, «Сибирского юрта», начинается новая эпоха в жизни огромного края.
Третье открытие Сибири, настоящее ее открытие для будущего, происходит на наших глазах. Оно началось в октябре 1917 года, продолжается сегодня, будет продолжаться и дальше. Его содержание – всемирно-исторический подвиг советских людей по социалистическому преобразованию Сибири.
Если заходит речь об открытии Сибири, то первая дата, которая вспоминается сразу, это, конечно, 1581 год, когда Ермак и его дружина перешагнули Каменный Пояс, оставили позади Уральский хребет и двинулись на восток, к Иртышу. Вскоре исполнится четыреста лет этому знаменательному событию русской и мировой истории.
Земли, расположенные восточнее Урала, привлекали внимание русских людей и ранее. Новгородцы еще в XIV веке принесли на Русь полулегендарные, во многом фантастические сведения о «человечех неземных в Восточной стране»... Сказание начинается так: «Над морем живут люди самоедь завомые молгонзеи».
Фольклорные рассказы о диких людях продолжались и позднее. В феврале 1685 года «почала быть словесная речь меж всяких чинов, будто в Енисейском уезде, вверх по Тунгуске-реке явились дикие люди об одной руке и об одной ноге».
Однако никакие слухи о диких людях и чудовищах неизведанного Севера не могли остановить движение землепроходцев в поисках неведомых земель и народов в «Восточной стране». Вся логика истории вела тех, кто строил русское централизованное государство под эгидой Москвы, все дальше и дальше, навстречу солнцу. Четыре века назад к востоку от Иртыша для Ермака еще лежала огромная и неизведанная земля – Чибирь. Необъятные просторы то тайги, то тундры, то степей. Где-то вдали плескались холодные волны Байкала, а совсем далеко гремел прибой Тихого океана...
Все это Ермаку могло рисовать только воображение. Со своей дружиной он сделал лишь первый шаг в страну солнечного восхода. Навстречу солнцу, на «край света», туда, где старинные легенды и хронографы помещали сказочные народы «Гога и Магога», придут уже другие.
Удивительная жизнь и подвиги Ермака стали достоянием легенд. Даже после гибели в водах Иртыша Ермак не давал покоя врагам. Татарская легенда, сохраненная сибирским летописцем С. Ремезовым, передает, как воины Маметкула и Кучума стреляли в мертвое тело атамана из луков. К ужасу татар, кровь лилась из него как из живого. Птицы не смели клевать труп и испуганно шарахались в сторону, а ночью над могилой сиял огненный столб. Похоронив Ермака «под кудрявой сосной» на своем Бегишевом кладбище, кочевники насыпали над могилой высокий курган и, чтобы успокоить грозный дух, устроили богатую поминальную тризну: на ней было съедено 30 быков и 10 баранов. Такими поминками жители степей издавна чтили память своих героев.
Прошло тридцать шесть лет после тризны у Епанчинских юрт, и первый сибирский митрополит Киприан собрал в Тобольске старых казаков, сподвижников Ермака, чтобы записать их рассказы о былых сражениях и походах. С тех пор в сибирских городах завелись собственные сибирские летописи. И, раз уж речь идет об Ермаке, следует сказать, что не все еще исчерпано историками из его биографии, волнующей ученых четыре века.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.