— Сколько лет этой сосне? Сто? Или больше? Не раз пытались повалить ее морские ветры. Не раз хлестал по ней яростный дождь, а она все стоит на обрыве и машет морю своими мускулистыми ветвями. Море сегодня спокойное, ласковое. Вовсе не свинцово-серое, как принято писать о Балтике. Оно вобрало в себя всю синеву неба, все золото солнца.
Марет прислонилась щекой к шершавому стволу, задумалась. За плечами у нее средняя школа, а впереди... Марет знает, кем она хочет стать: радиофизиком. И станет.
Марет засмеялась. И две девушки, что загорали внизу, на белом песке, тоже начали смеяться. Так, беспричинно. У них просто отличное настроение.
— Ма-а-арет! Ма-а-арет! Иди сюда!
Марет вприпрыжку сбежала вниз.
Над лесом, над морем летит задорный мотив «Енки». Это Лайма Лахт играет на аккордеоне, а парни и девушки тут же, на поляне, танцуют полюбившуюся им польку. Впереди всех — Марет Приске...
Кто они, эти ребята? Наверное, туристы, решит непосвященный, увидев флотилию брезентовых палаток. Но он ошибется. Это лагерь участников Летних дней молодежи. Праздника совершеннолетия. Новой, советской комсомольской традиции, пришедшей на смену пахнущей ладаном конфирмации.
Когда взвилось над Эстонией красное знамя свободы, затрещала по швам и церковная система оглупления, одурманивания людей. И все же в 1956 году в республике конфирмировалось более 10 тысяч юношей и девушек. Шло это подчас даже не от веры, а от атрибутов, сопровождающих обряд: новый костюм, торжественное шествие в церковь, органная музыка, зрители, цветы. А между тем...
Это было сорок два года назад. В Тарту, на улице Лосси (ныне улица Лятте), в Рабочем доме собрались сорок молодых рабочих. Ханс Хейземанн и Рудольф Пяльсон — один из первых коммунистов Эстонии, тогда еще совсем молодые люди, были организаторами этого торжества. В Рабочем доме в тот день состоялась
первая гражданская конфирмация. Все сорок в торжественной обстановке дали клятву до конца жизни бороться против буржуазии, за свободу и счастье народа.
И вот в 1957 году комсомольцы Пайдеского района республики решили провести слет сельской молодежи, торжественно отметить день совершеннолетия. Так протянулась через десятилетия нить, связывающая первых коммунистов Эстонии с нынешними комсомольцами. На первом празднике в местечке Вяатса было всего 39 человек. От них и пошло это простое, а теперь такое популярное в Эстонии название — Летние дни молодежи. Постепенно ежегодное число участников Летних дней возросло до семи тысяч. Количество же конфирмирующихся в церкви снизилось почти в двенадцать раз. Но сегодня Летние дни вышли уже за рамки антирелигиозного мероприятия и стали неотъемлемой частью жизни молодежи, крепкой комсомольской традицией.
Центральное событие праздника — трех-четырехдневные лагеря, куда съезжаются юноши и девушки. Об одном из них, что расположился на острове Сааремаа, наш рассказ. Вернемся-ка на остров и посмотрим, чем заполнены будни ребят.
— Подъем! — командует Айнор Вяли, комендант лагеря.
Из палаток выскакивают загорелые парни и девушки с полотенцами через плечо. Их ждет море...
Днем — отдых, игры, чтение интересных книг. А вечером — костер. Потрескивает хворост, фейерверком взлетают искры. В глазах то . ли отблески пламени, то ли радостные огоньки, зажженные только что разученной песней. Композитор Велло Липанд посвятил ее Летним дням молодежи Сааремаа. А молодая поэтесса Хельги Муллер, автор слов, сама привезла ее ребятам. Хельги читает стихи — об острове, о юности. А ребята все просят: «Пожалуйста, еще!» И Хельги читает...
В этот полуденный час в лагере остались только дежурные. А остальные двести парней и девчат отправились в совхоз «Сырве» скирдовать сено. А вечером — задушевная беседа с таллинским художником Юло Тедером. Он показывает свои работы, говорит о роли изобразительного искусства в эстетическом воспитании человека. Молодые механизаторы, свинарки, рыбаки и строители задают художнику вопросы. Позже Юло сказал мне:
— Я впервые на Летних днях. До чего это здорово! Не знаю, что я дал этим ребятам, но они мне — многое. Словно росы напился...
Сегодняшний день особенно богат событиями.
Только что кончилась лекция директора Кингисеппского музея Тимотеуса Линна о революционном прошлом Сааремаа. И вот уже кто-то кричит в мегафон:
— Внимание! К нам приехал Василий Рийс!
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.