Могильщики трама
Десятки трам-ядер работают на крупных фабриках и заводах, создан первый колхозный трам. Трамовская армия в одном только Ленинграде насчитывает свыше 2.000 человек, а по всему Союзу эта цифра возрастает до 7.000.
Эти значительные, казалось бы, цифры явно не отвечают тем возможностям, которые открываются по вовлечению в трамовское движение широких масс рабочей молодежи фабрик, заводов, колхозов и новостроек. Трамовское движение, создающее подлинно революционные, политически насыщенные спектакли, должно охватить десятки и сотни тысяч, молодежи.
Овладевая производственной тематикой, обслуживая предприятия, колхозы, шахты, лесозаготовки, откликаясь на все общественно-политические кампании и призывы, трамы особенно за последний год вписали в свой актив не одну блестящую страницу.
И тем не менее, на ряду с победами и бесспорным ростом, трамовскому движению присущ ряд ошибок и недочетов, на преодоление которых должна быть брошена энергия самих трамовцев, комсомольской общественности, Ком-академии и РАППа.
Трамы должны обратить серьезнейшее внимание на дальнейшую обработку и уточнение своего творческого метода, на борьбу с буржуазными теориями и влияниями в театре, преодолевая ряд Допущенных ими (особенно Ленинградским трамом) ошибок формалистского и механистического порядка.
Всемерно борясь за качество драматургического материала, актерского исполнения, за повышение политико-культурного уровня, трамовцы должны вооружаться марксистско-ленинской теорией.
Острый недостаток в трам-руководителях, особенно дающий себя чувствовать в условиях количественного и качественною роста трапов и трам-ядер, ставит задачу форсированной подготовке их через целую сеть курсов и техникумов при передовых трамах СССР.
Как ведущий отряд самодеятельного искусства, трамы должны смело переносить практику своей работы в самодеятельное движение, пополняя свой актив наиболее передовыми художественными агитбригадами. В этом плане перед трамом стоит задача разработки новых массовых форм художественной работы не только в ограниченных сценическими коробками зданиях, но и на площадях, стадионах и т. д.
Беспощадная самокритика внутри трамовского движения, развертывание ударничества и соцсоревнования между трамами должны стать основными методами в борьбе за качество их продукции и полностью оправдать почетное звание - агитпропбригад ленинского комсомола.
Значение трамовского движения признано всей рабочей и комсомольской общественностью. Однако на практике мы сталкиваемся с многочисленными фактами, которые зачастую говорят о недооценке трамов советскими, профсоюзными и даже комсомольскими организациями.
Чем иным, как не политической близорукостью и головотяпством, можно объяснить отказ ряду местных трамов в ничтожных дотациях и предоставление им подчас самых неудобных и неприспособленных помещений для подготовки к спектаклям, или требование некоторых профсоюзных организаций готовить постановки в... трехдневный срок.
Взять например Орехово-Зуевский трам. Все партийные и общественные организации на словах приветствуют трамовское движение, выносят резолюции в его пользу.
А на деле два с половиной года Орехово-Зуевский трам перебивается без помещения и без средств, приютившись в сырой, подвальной комнате, под сценой рабочего театра. Администрация этого театра во время работы трама над пьесами «Галстук» - А. Глебова и «Жажда» - А. Горбатова разрешила трамовцам пользоваться сценой чуть ли не в самый день постановок. Ребятам, занятым днем на производстве, приходилось работать в тяжелых условиях по ночам. Результаты такой работы естественно сказывались на качестве спектаклей.
Можно привести и другой пример, когда по постановлению бюро Егорьевского культсовета у трама отбирается комната, предоставленная ему под репетиции в местном клубе. Из трама переманиваются оркестранты и гармонист, без которых работа коллектива немыслима. Вместо товарищеской критики ошибок трама, культ-совет разжигает антагонизм к нему со стороны местных драмкружковцев и всячески его травит.
Если такое «хорошее» отношение к траму наблюдается под боком - у Москвы, то пропорционально увеличению расстояния от центра оно еще более ухудшается.
Наркомпрос за подписью наркома тов. Бубнова разослал всем наркомпросам союзных республик следующую директиву:
...«Особое внимание уделить трамовскому движению, рассматривая трамы, как одно из наиболее значительных достижений рабочего класса вообще и рабочей молодежи в частности в области искусства»...
Дагестанский Наркомпрос (г. Махан-Кала) эту директиву понял довольно своеобразно и... снял дагестанский трам со своего бюджета, предложив ему полностью перейти на бюджет профсоюзов, которые в свою очередь также отказались давать деньги.
Другой национальный трам - башкирский (г. Уфа) также, несмотря на ряд постановлений и нажимов со стороны Башобкома ВЛКСМ, находится в чрезвычайно скверном материальном положении, не имея даже собственного постоянного помещения. Трам проводит большую массовую политическую и художественную работу помимо постановок, участвуя в обслуживании различных кампаний, выезжая в совхозы и колхозы, на заводы и т. п. И все же Башнарком-прос и нрофсовет ограничивают свою помощь траму ни к чему не обязывающими их пышными приветствиями.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.