Торговцы человеческой кровью

Яго| опубликовано в номере №184, март 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Свободная, независимая республика. Свой президент - черный. Свои министры - черные. Мы им дали свободу. Мы их освободили от рабства, мы им устроили новую жизнь.

Так говорят американцы, «свободолюбивые» янки, про Либерию, которая официально считается свободной республикой, находящейся под протекторатом Соединенных Штатов Северной Америки.

А вот что говорит один либериец:

- С тех пор, как начата была постройкой дорога из Монровии в Какату, мы не получили ни одного цента. Каждый месяц мы поставляли правительству рис. Если мы не доставляли риса, нас штрафовали. Все туземное население не знает, что делать, куда идти. Мы все рабы. Нас наказывают, а если мы пытаемся уйти, нас ловят и возвращают. Мы сеем рис, выращиваем его, сушим, но не можем есть, потому что у нас его забирают.

- Мы должны были поставить 200 рабочих, - говорит другой либериец. - За отказ штрафовали. Я продал в рабство двух моих детей, чтобы заплатить штраф. Когда мы посылаем людей на постройку дороги, то с них в случае опоздания берут деньги. Вместо уплаты за работу, они получают удары бичом. Они требуют с нас не только рабочих, но и продовольствие. У нас нет времени возделывать поля. Если мы не даем продовольствия, нас избивают бичом, а детей продают в рабство...

- Мы вымираем, - сказал третий. - У меня все отнял окружной комиссар. Он пришел и сказал, что моя земля принадлежит ему. Когда я пожаловался, меня избили и сказали, что если мне здесь не нравится, я могу уйти. Многие убегают, потому что нечего есть.

Эти заявления опубликованы в ответе комиссии Лиги наций, обследовавшей положение в Либерии. Нет необходимости указывать, что комиссия делала все возможное, чтобы смягчить краски. Но даже и в таком виде отчет производит жуткое впечатление.

Вот еще свидетельское показание одного из рабочих.

- Нас привезли из Гбили. Мы работали на хозяина, а он бил нас. Наших женщин забрали солдаты и сделали их своими наложницами. Потом они воткнули им палки между ног, заставили их работать. Нас избивали бичами. Мы должны сами прокармливать себя.

Любопытно было бы спросить «свободолюбивых» американцев: это какой же труд? свободный, что ли?

Вербовка рабочих производится в Либерии очень просто. Правительство само поставляет рабочих - будь то американскому концессионеру Файерстону, или в португальскую колонию Фернандо Поо, или во французское Конго.

Окружной комиссар собирает вождей племени и делает разверстку. Если вождь не соглашался, приходили солдаты и уводили рабочих силком. Особенно отличался бывший главный интендант Либерии - Янси, которого, после того как он проворовался на этом посту, сделали... вице-президентом республики.

В 1927 году Янси потребовал у племени Барробо 100 человек для отправки в Фернандо Поо. Он отдал приказ комиссару Скотту собрать этих людей.

Скотт приказал вождям сгонять людей. Вожди отказались. В Барробо прибыли солдаты. Когда вождь сказал, что люди разбежались, солдаты забрали всех женщин и стариков... Тогда молодежь вернулась, чтобы освободить родных. И 100 человек были отправлены в Фернандо Поо.

Никто из них больше не вернулся.

Комиссия Лиги наций в своих выводах вынуждена была констатировать, что для вербовки рабочих применялись методы террора, обмана и провокации. Применялось и простое похищение живого товара.

13 июня 1928 года в Кап Пальме прибыли 145 человек, законтрактованные для работы на так называемом Золотом берегу. В действительности их посадили на пароход «Сиерра Леона» и отправили в Либервилль, во французское Конго.

«Свободолюбивые» американцы превратили Либерию в источник дешевой рабочей силы.

Не надо думать, что в самых Соединенных Штатах нет принудительного труда. Там существует не только принудительный труд, но и самая настоящая работорговля.

«Это не что иное, как рабство», - восклицает корреспондент архибуржуазной газеты «Нью-Йорк Таймс» после поездки в штат Арканзас, где он наблюдал жизнь батраков и малоземельных крестьян, пострадавших от засухи. Засуха, - заявляет он, - только увеличила страдания крестьян. Но рабство существует давно. Сельскохозяйственные рабочие кругом в долгу у помещика. Должают рабочие главным образом за продовольствие и одежду... Годовой заработок рабочего недостаточен, чтобы покрыть задолженность. Оставить ферму и искать более выгодную работу рабочий не может, если только новый предприниматель не заплатит за него долг, не выкупит его. Таким образом, создается фактическое положение рабства, когда по существу один помещик покупает рабочего у другого помещика».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Феникоттеро

Отрывок из новой книги пролетарского писателя Джиованни Джерманетто, автора «Записок цирюльника»