Это оказалось совершенно необычайным зрелищем. Со всего строительства собрались смотреть на него рабочие, русские и иностранные инженеры, руководители Автостроя.
На сцену вышел огромный каменщик из Нью-Йорка, товарищ Грауден. В руках, он держал небольшую кельму. Оглянулся, присмотрелся, сказал что-то весьма внятное и решительное чистым русским языком по адресу разошедшегося дождя, взглянул на часы и, нагнувшись, быстро заработал.
Американская техника давала урок русскому строителю. Грауден показывал образцы кирпичной кладки, образцы темпов и качества работы.
Дождь лил и мешал работать. Надоедали с расспросами окружающие. И все же подсобные рабочие сбились с ног, не успевая подносить кирпич.
В этот день Грауден уложил 2300 кирпичей!!!
Советские инженеры и бородачи-строители конфузливо переглядывались. Ведь до этого дня на Автострое никто не укладывал более 350 кирпичей!
350 и 2 300.
Граудену выдали премию и поставили прорабом по строительству хлебозавода социалистического города. И дали для обучения молодежную бригаду из цитовцев.
Огромный американец, владеющий русским языком и быстро освоивший «матерный лексикон», день за дном тормошил бригаду, безжалостно крыл малоспособных и лодырей «в три господа бога» и заставлял... переселяться в Америку.
Сперва это было трудно. Ну, как не покурить во время работы; как не урвать 10 - 15 минут из 8-часового дня для того, чтобы посмотреть сегодняшнюю «Комсомолку»! И потом, нельзя же кирпич класть по плану. Это ведь не строчки газетного корреспондента и не счетная книга строительного управления.
- Не курить! Не читать, когда не следует! Действовать по плану! Рационализировать каждое движение, каждый шаг! - неустанно твердил Грауден.
И постепенно нелюбимый, суровый инструктор стал лучшим другом цитовцев. Сейчас бригадники укладывают, несмотря на зимние условия, по 600 - 700 - 1 000 кирпичей в день.
Грауден обещает:
- Весной моя бригада сумеет в четыре дня выстроить четырехэтажный дом. Каждый ученик уложит не менее 1 300 кирпичей!
Генеральный секретарь Ленинского комсомола Саша Косарев налег на трибуну, застучал по ней кулаком и повысил голос:
- Комитеты! Преобразуйте ваши кабинеты, уничтожьте на стенах циркуляры, вырезки, снабдите вашу обстановку картами экономической географии, научными пособиями, научными книгами... Сегодня секретарь, и не только секретарь, - все руководство должно вооружиться рудой, сталью, железом, электричеством, нефтью, машинной техникой. Вот что нам нужно.
Девятый съезд дружными аплодисментами принял к сведению и руководству эти формулировки своего секретаря.
Ибо тысячу раз прав был Косарев, заявляя, что повернувшись, в основном, лицом к социалистическому строительству, комсомол еще здорово - и очень здорово! - отстает в технике.
Хорошей иллюстрацией к косаревскому докладу мог послужить хотя бы нижегородский Автострой.
На строительство завода ухлопываются десятки миллионов рублей. Мы платим внушительную сумму одной из лучших и известнейших американских строительных фирм - «Остин компании» - за техническую консультацию по строительным работам. Несколько десятков высококвалифицированных американских и немецких рабочих долгие месяцы работают на Автострое.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Десятилетие восстания в Средней Германии