Точка отчета

Анатолий Иванушкин| опубликовано в номере №1289, февраль 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

Отчет молодых писателей на совете творческой молодежи ЦК ВЛКСМ: активная жизненная позиция молодого литератора

В один из последних декабрьских вечеров прошедшего года в конференц-зал ЦК ВЛКСМ пришли молодые литераторы и кинематографисты, артисты и художники. Они собрались на очередное заседание Совета творческой молодежи ЦК ВЛКСМ, которое прошло под девизом «Творческая молодежь – XXVI съезду КПСС!».

Разговор получился интересный. Вынесенные вопросы волновали всех, потому что касались их жизни и работы.

Крепкая дружба связывает творческую молодежь столицы с рабочими коллективами ударных строек Западно-Сибирского газонефтяного комплекса. На Совете шла речь об укреплении творческих контактов с сибиряками, о разнообразии форм шефской помощи рабочим строек.

Со времени своего существования Совет был инициатором многих добрых дел и начинаний. На этот раз было решено провести в марте 1981 года Всесоюзную встречу творческой молодежи с воспитанниками детских домов. Участники одобрили опыт Центрального Дома работников искусств СССР и СТМ ЛКСМ Латвии о Дне творческой молодежи Латвии в Москве.

На заседании Совета состоялся творческий отчет прозаиков Валерия Хайрюзова, Николая Черкашина и поэта Юрия Полякова. Он был посвящен социальности писателя. О первых шагах молодых литераторов рассказали критики Юрий Лопусов, Владимир Коробов и поэт Сергей Мнацаканян.

Наверное, правильнее было бы говорить не об отчете. Слово это сухое, подразумевающее что-то неинтересно стандартное. На Совете же была атмосфера литературной мастерской. Собравшиеся вели обстоятельный разговор о книгах молодых, о философском осмыслении творчества, об активной жизненной позиции молодого литератора. Не с умения ставить слово за словом начинается писатель, а с духовной причастности к своему времени, к жизни своей страны, своего народа.

Талант – величина векторная. И его направление зависит от того, насколько боль и радость людей прошли через ум и сердце писателя, насколько он неравнодушен к окружающему миру.

По-разному складывается судьба художника. Одни начинают сочинять, лепить, рисовать с детских лет. Другие идут к призванию не сразу, через другие профессии.

Лауреат премии Ленинского комсомола Валерий Хайрюзов родился и живет в Иркутске, работает командиром корабля АН-26 Иркутского авиаотряда. Летает на местных линиях трассы БАМа. Он автор двух книг прозы – «Непредвиденная посадка» и «Опекун». Герои его произведений – летчики. Валерий пристрастен к натурам незаурядным, напористым. Он не боится ставить их в самые сложные обстоятельства, потому что верит в силу их духа, благородство порывов. Так, главный герой его повести «Опекун» Степан Осинцев берет на воспитание троих ребят. Автор рисует его образ скупыми мазками. «Я их воспитаю», – только и говорит Степан председателю исполкома, когда решается вопрос о ребятах. Но, несмотря на сдержанность писателя, его позиция определенна: он восхищается благородством своего героя, любит его. Поэтому в повести он показан человеком действия, высоких нравственных качеств. И такое увлечение писателя характерами волевыми, решительными – в традициях русской советской литературы. В одной из своих статей А. М. Горький писал: «Всю мою жизнь – я видел героями только людей, которые любят и умеют работать, людей, которые ставят целью себе освобождение всех сил человека для творчества, для украшения земли, для организации на ней форм жизни, достойных человека». Такому подходу как раз и отвечают герои Хайрюзова. Они разнотипны, непохожи. Их трудно подчинить какой-то одной схеме. В нее не войдут даже самые любимые, самые положительные его персонажи. Но если приглядеться, можно найти в них что-то общее, объединяющее. И главной их чертой является социальная активность. А это качество, в свою очередь, имеет обратную связь, предполагая социальную активность самого писателя, его страстность по отношению к миру. Валерию многое удается. И работа в авиации помогает ему в творчестве. Судьба летчика знакомит его с судьбами современников – строителей БАМа. Например, встреча с Алексеем Гоголем, пареньком, которого он однажды вызволил из «пробки», довез до Усть-Кута, стала основой его очерка «До Нижнеангарска всего час лету». Этот трудолюбивый, скромный паренек после службы в армии работал на самых трудных участках Магистрали, сумел успешно закончить политехнический институт. Распахнутость его души, его неуспокоенность и внутренняя целеустремленность не могли не обратить на себя внимания Хайрюзова.

О своей творческой позиции Валерий говорит так: «Когда берешь на борт пассажиров, их нужно довезти. Ты отвечаешь за их жизни. Когда берешь перо, ты уже отвечаешь за нравственную безопасность читателей. Это тоже большая ответственность». И еще мне припомнилось суждение Валерия: «Как-то летел по линии дня и ночи. Слева уже был мрак, справа еще сиял свет. И вот тогда я подумал, что и наша жизнь проходит по линии дня и ночи, по линии добра и зла. Оступился, совершил подлый поступок – приблизился к мраку. Как важно не сбиться с курса, быть всегда в зоне света и добра!»

Повесть «Почтовый круг», которую Хайрюзов недавно закончил, продолжает его линию в творчестве. Она тоже посвящена летчикам. Ее социальный заряд усилен достоверностью ситуаций, эмоциональным накалом авторской интонации. И если проза Хайрюзова своей фактической основой, своим документальным истоком, остротой коллизий начинает порой выполнять прямо публицистические функции, то произведения другого обсуждавшегося на Совете прозаика, Николая Черкашина, имеют обратное развитие. Они публицистичны изначально, и публицистика ведет автора к художественному освоению материала. Николай Черкашин – журналист. И приход его в прозу через журналистику многое определил в его творчестве, начиная от актуальности и злободневности поднимаемых тем и кончая особенностью языка и стиля. И это вполне естественно. «Работа в публицистике, – писал Н. Грибачев, – прежде всего необходима самому писателю для обогащения содержания своего творчества и совершенствования формы. Никакой другой жанр не вводит его в гущу кипящих событий так, как публицистика, никакой другой не вооружает таким знанием заводного механизма современности, никакой другой, как она, если относиться к делу серьезно, не требует такого владения образностью, метафористикой, афористичностью, точностью слова при краткости речи – тут ведь на игре воображения, на «придумках», как бы они красивы ни были, далеко не уедешь – все реально и своеволия не допускает. Художники хорошо понимают цену письма с натуры для роста мастерства, для творчества вообще, публицистика же не только пишет с натуры, но и вскрывает внутреннюю сущность явления в его соотнесенности с громадой современного бытия, как бы дает второе, проникающее зрение...»

Не сразу писатель может найти свою тему, сжиться с ней. Порой он долго ищет ее, нащупывает. Николаю Черкашину повезло. Тема современной армии стала для него ведущей. Сначала он поглядел на армию как бы со стороны, а потом приблизился к ней вплотную, почувствовал ее изнутри. И стал писать серьезно и глубоко, зорко всматриваясь в технику и людей, управляющих ею. Он побывал во всех родах войск. Но сильнее всего привязан к подводникам. С них к нему пришла любовь к армии, к ним его постоянно тянет.

Черкашин неплохо изучил современное оружие, и в его, по меткому определению Коробова, «пружинистой прозе» легко уживаются технические термины. Конечно же, техническая осведомленность вызывает у читателя чувство доверия. Главный же объект исследования Черкашина – человек. Его внутренний мир, его проблемы. Он у писателя является душой техники. Его прежде всего подразумевает он, даже если пишет о нем не прямо. «Подводная лодка спит вполглаза, тем осторожным сном, каким испокон веку коротали ночи и за частоколом казачьих острогов, и в казематах петровских фортеций, и у лафетов на бородинских редутах, и на площадках красноармейских поездов, и в домах брестского укрепрайона...»

Поэту Юрию Полякову не пришлось так хорошо узнать армию, как Черкашину. Он намного моложе его. Правда, время срочной службы обогатило его как гражданина. В армии он впервые прикоснулся к теме военного подвига, к теме памяти.

Юрий вглядывается в прошлое не как беспристрастный наблюдатель, а как сын вчерашних фронтовиков.

Душа как судорогой сведена,

Когда я думаю о тех солдатах наших,

Двадцать второго на рассвете павших

И даже не узнавших, что война!

В стихах он нашел ту пронзительную интонацию, то искреннее слово, благодаря которым они затронули и его сверстников и людей старшего поколения. За цикл, посвященный подвигу советского народа в Великой Отечественной войне, Ю. Поляков получил премию Дней Маяковского, учрежденную ЦК ЛКСМ и Союзом писателей Грузии.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Иван Иванович

Литература и жизнь – уроки молодым. Проблемы и конфликты в произведениях литературы как отражение объективных экономических и социально-психологических процессов с точки зрения экономиста и социолога