Танцующие снежинки

П Сергеев| опубликовано в номере №979, март 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

В Ленинграде родилось увлекательное зрелище, радующее праздничностью, обаянием молодости, свежестью исполнения. Это самый юный в стране балет на льду — спектакль яркий и красочный, поставленный с выдумкой и вкусом.

Но сколько трудностей, сколько волнений и разочарований пришлось пережить артистам балета! Ведь средний возраст актеров — 18 лет, и большинство из них имели раньше очень смутное представление о хореографии, основах антерского мастерства, технике грима и других театральных процессах. И не удивительно: из шестидесяти девяти человек, прошедших многоступенчатый, тщательный отбор (в конкурсе участвовало семьсот человек), зачисленных в труппу, еще совсем недавно мало кто связывал свое будущее с деятельностью профессионального артиста. Володя Андреев, например, хотел стать авиационным техником, а Жанне Артюх и Светлане Петровой пришлось сменить уже освоенные специальности преподавателя музыки и мастера троллейбусного парка на новую профессию — артисток балета. К тому же каждый третий артист балета учился в школе. Поэтому в актерском фойе можно увидеть такие объявления: «Родительский комитет сообщает...» или «Дополнительные занятия по алгебре состоятся...». После окончания репетиции у подъезда нового Дворца спорта «Юбилейный» останавливается автобус, в котором рассаживается целая ватага мальчишек и девчонок — школьный класс, двадцать два артиста ленинградского балета на льду. В маршрутной карточке автобуса значится: «Дворец спорта — 82 лен. вечерняя школа».

И все-таки, несмотря на юность, все участники балета, пришедшие в труппу из ленинградских спортивных обществ «Динамо», «Труд», «Локомотив», «Спартак»,— достаточно опытные фигуристы. Во всяком случае, подавляющее большинство ребят имеет первый разряд. Почетное звание мастеров спорта носят солисты балета Ирина Филиппова, Наталья Рыбакова, Михаил Каминов, Владислав Шевляков.

Но, хотя у ребят и высокие спортивные ранги, готовить первый спектакль было очень трудно. За несколько месяцев пришлось усвоить сложную, разнообразную по стилю программу. Судите сами: здесь и хореография, построенная на музыке композиторов XIX и начала XX века («Сюита в голубом» Шопена, «Шахерезада» Римского-Корсакова, «Прелюды» Скрябина) и на музыке современных композиторов: тут и «Танец с саблями» А. Хачатуряна, «Русский сувенир» А. Петрова, «Завоеватель» Л. Пригожина. Молодым исполнителям трудно было овладеть артистической пластикой, существенно отличающейся от спортивной процессом вживания в образ и т. д. Кроме того, сложность заключалась и в смене танцевальной манеры хореографического рисунка по мере движения спектакля от одной миниатюры к другой. В эти дни труппа работала в жестком графике, приходилось репетировать по шестнадцать часов в сутки. Для молодых артистов этот период был серьезным испытанием на зрелость мастерства, твердость характера. И нужно сказать, что ребята с честью выдержали экзамен.

Большая ответственность ложилась на каждого участника спектакля в связи с одной любопытной программной особенностью ленинградского балета. Принцип построения миниатюр в спектакле основан на массовости, групповой хореографии, а не на «системе звезд», солирующих в программе, как это принято а западных ревю. Естественно, ко всему ансамблю, а к кордебалету в особенности, были предъявлены строгие требования. И немалая заслуга балетмейстеров, участвовавших в создании спектакля,—

М. Чернышева, В. Катаева, Д. Кузнецова и других — в том, как слаженно, по-балетному грациозно работает кордебалет труппы.

Удивительно легко, прозрачно построена «Сюита в голубом» в постановке балетмейстера Д. Кузнецова. Сюита открывает спектакль, и это не случайно. Созданная по мотивам хореографии выдающегося русского балетмейстера Михаила Фокина, она как бы символизирует преемственность традиций русского балетного искусства. «Сюита в голубом» является программным номером в репертуаре коллектива. В ней с особенной силой выразилось стремление балетмейстеров нового ансамбля творить прежде всего по законам балетного искусства. Поэтому ленинградская труппа с полным основанием может быть названа «ледяным балетом», а не ревю.

Программа ленинградцев состоит из нескольких миниатюр, поставленных разными балетмейстерами, но, несмотря на различный почерк, в спектакле существует единый стиль. В этом заслуга творческих руководителей балета — художественного консультанта народного артиста СССР, лауреата Государственных премий

К. Сергеева, главного балетмейстера К. Боярского, музыкального руководителя и дирижера Л. Корхина, тренера по фигурному катанию Э. Венгелевского.

Каждый вечер зажигаются огни спортивной арены, каждый вечер идут спектакли, а по утрам, на репетициях, готовится новая программа.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены