Там ничего нет

  • В закладки
  • Вставить в блог

Путешествие в Рай

Иллюстрация Роман Фофанов, фото Максим Мартемьянов

В Москве шел дождь, а в Шарье застал меня мороз и невыразимая тоска. Тоскливо смотрело солнце, уныло тянулась от перрона к площади змеевидная очередь, огибая здание обшарпанного вокзала.

– До Вохмы автобус? – обратился я неопределенно и как бы к самому себе.

– А вот он, до Вохмы-то автобус, – ответила женщина в мохнатой шапке, указывая на старенький ПАЗик.

Автобус не отапливается. Ехать три часа. Пассажиры трясутся и подскакивают на каждой выбоине. Впереди меня вполоборота сидит Сашка без определенного возраста, рода занятий и цвета лица.

– Тебе в Вохму-то зачем? – спрашивает Сашка, потягивая свой коктейль «Казанова».

Мне не в Вохму вообще-то, но ему это знать не обязательно. А еду я в деревню Рай Костромской области. Хочется мне узнать, как рай устроен и растет ли там самая главная яблоня.

В Вохме меня сажают в административный УАЗ и везут в Рай.

– Только мы вас сначала завезем в Лапшино, познакомим с председателем сельсовета, – говорит женщина из местного отдела культуры.

– А он что, главный по Раю?

– Он не только по Раю. Там и другие села есть.

До Рая 12 километров. Дорога широкая, но полностью заметена снегом. Летом на этой дороге двум машинам не разъехаться, а сейчас ехать можно и в три ряда. Но навстречу никто не движется. Только одна «десятка» заглохла.

Человек слова

В Лапшине – магазин с вывеской «Магазин» и почта с вывеской «Почта». И пригибающая к земле тишина. У края оврага – деревянный домик сельсовета. Словно попал на метеорологическую станцию где-нибудь на Новой Земле.

– Вот, приехал о Рае писать, – представляет меня женщина из отдела культуры.

В приемной сельсовета – компьютер, мазаная печь и бухгалтер Лариса с золотыми зубами. Она пьет чай и тихо посмеивается в чашку.

– Где председатель?

– А бог его знают, – отвечает Светлана, бывшая библиотекарь, а теперь специалист.

Мне предлагают чай, я отказываюсь.

– А вы зачем приехали о Рае писать? – спрашивает Светлана. – У нас много и других деревень интересных. Вот Питер есть. Его так назвали, потому что там еще лет сто назад у всех крыши были железные, как в городе. Приезжали из других сел и говорили: «У вас тут как в Питере».

Тут в комнату входит мужчина в ушанке.

  • В закладки
  • Вставить в блог

что говорят?

Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

комментарии

LANA , 11.05.2010 19:09

Вот только что перечитала рассказ А.Приставкина "Банальная история" и спросила в комментарии интересна ли эта история еще кому-нибудь, кроме меня (я, не в счет, я - лицо втой истории заинтересованное, потому что Анатолий Игнатьвич писал про меня) и тут же попадаю на Ваше Максим, "Путешесвие в Рай"... Интересно ли мне? Трудно сказать, как-то тоскливо (как и после первого прочтения "Банальной истории") и хочется хэппи энда, и чтобы в Костромском Раю жили как в Раю Небесном. Ну почему, почему у нас все так?! С уважением, С.А.Шаховская

Дмитрич , 18.05.2010 19:12

написано правда о нашей жизни в глубинке и самое отвратительное что ничего не меняеться в россии в лучшую сторону одни мечты о хорошей жизни Мне очень пондравилась эта новая интернет страничка Дайте жалобную книгу

Елизавета , 29.06.2010 21:15

ФОТО ПОТРЯСАЮЩИЕ!!!

uylua111 , 12.06.2010 22:58

Я поражена тем , что за нелепость здесь написана. обидно до глубины души, что пишет автор этой УЖАСНОЙ статьи, сколько всего негативного написано в этой статье о людях который в действительности заслуживают уважения, перевраны фамилии и имена действующих лиц. Я как человек проживший всю свою сознательную жизнь в Вохомском районе, а именно в Лапшино, зная прекрасно лично всех упомянутых лиц, просто в ужасе. Поверьте мне, глубокоуважаемый автор не первый кто приезжал в мой родной край для написания статьи о деревне Рай, но почему -то у всех остались только положительные впечатления, и об этом стоит задуматься...Да, я не отрицаю что проблема алкоголизма существует, но это еденичные случаи, в основном на моей малой родине живут добрые, трудолюбивые, честные,приветливые и гостеприимные люди. Каждый кто хоть раз побывал в Раю,Лапшино или других наших деревнях стремиться ещё хоть один разочек посетить эти замечательные места. А, уж Иван Васильевич Паранич замечательнейший человек, уважаемый не только на ввереной ему территории, но и во всём районе.Глупость о том, что шёл он в рванной фуфайке, он никогда и ни за что не позволяет себе выглядеть неопрятно.Между прочем СПК"Победа", председателем которого является Паранич И.В. один из самых передовых СПК в районе, несмотря на столь тяжёлое для сельского хозяйство время(когда литр бензина стоит 22 рубля, а молоко 8 рублей;а сельское хозяйство живёт за счёт той продукции которую удалось сбыть, а чтобы ее сбыть нужно её получить,затраты на сельхоз работы чаще превышают доход от сбываемой продукции и в этих условиях люди живут, кто хочет работать - работают, и зарабатывают, содержат семьи и воспитывают детей).Огромное спасибо и низкий поклон за то, что СПК держиться в этих тяжёлых условиях нужно сказать Ивану Васильевичу, ведь именно он поднял колхоз "на ноги", он почти пол жизни посвятил СПК. А Дворецкий Вечаслав Васильевич, председатель сельской администрации, человек которого население наших деревень выбрало на второй срок правления так много сделал для всех нас. Например сейчас в Лапшино делают дорогу, и заслуга эта Вечаслава Васильевича.Каждый здравомыслящий человек понимает, что в наше сложное время это строительство дорогова стоит, а делается это для народа проживающего в Лапшино, и между прочем жители села тоже вносят свою помощь в денежном эквиваленте, пусть это по московским меркам и небольшая сумма, но ведь самое главное что каждый житель поучаствовал в обшем деле - в строительстве дороги, нужной им самим,жаль конечно что государство мало уделяет внимания проблемам на селе. А автор пишет ,что люди кроме макарон и рыбы себе ничего позволить не могут, что хоть это за бред. Что касается яблоней и других плодово-ягодных культур, то растут в наших краях не только яблони, но и сливы, груши, вырашивали даже арбузы, а уж сколько яблок снимают хозяева автору этой статьи даже во сне не снилось.
Эта статья больше похожа на сказку.Автор своей статьёй показал свою некомпетентность, своё негативное отношение ко всему окружающему, он подошёл субьективно к написанию своей статьи, что он хотел этим добиться лично мне непонятно, Мне как человеку любящему свой родной край, людей которые меня окружают , знающему каждый уголок своей малой родины понятно лишь одно - ЭТА СТАТЬЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!!!

Елизавета , 29.06.2010 21:08

Радует хотя бы то обстоятельство, что Интернет у вас есть.
Значит будет и все остальное.
С искренним пожеланием счастья в Раю на Земле!

вячеслав Туманов , 15.07.2011 21:18

Вы не правы.

uylua111 , 12.06.2010 22:58

Я поражена тем , что за нелепость здесь написана. обидно до глубины души, что пишет автор этой УЖАСНОЙ статьи, сколько всего негативного написано в этой статье о людях который в действительности заслуживают уважения, перевраны фамилии и имена действующих лиц. Я как человек проживший всю свою сознательную жизнь в Вохомском районе, а именно в Лапшино, зная прекрасно лично всех упомянутых лиц, просто в ужасе. Поверьте мне, глубокоуважаемый автор не первый кто приезжал в мой родной край для написания статьи о деревне Рай, но почему -то у всех остались только положительные впечатления, и об этом стоит задуматься...Да, я не отрицаю что проблема алкоголизма существует, но это еденичные случаи, в основном на моей малой родине живут добрые, трудолюбивые, честные,приветливые и гостеприимные люди. Каждый кто хоть раз побывал в Раю,Лапшино или других наших деревнях стремиться ещё хоть один разочек посетить эти замечательные места. А, уж Иван Васильевич Паранич замечательнейший человек, уважаемый не только на ввереной ему территории, но и во всём районе.Глупость о том, что шёл он в рванной фуфайке, он никогда и ни за что не позволяет себе выглядеть неопрятно.Между прочем СПК"Победа", председателем которого является Паранич И.В. один из самых передовых СПК в районе, несмотря на столь тяжёлое для сельского хозяйство время(когда литр бензина стоит 22 рубля, а молоко 8 рублей;а сельское хозяйство живёт за счёт той продукции которую удалось сбыть, а чтобы ее сбыть нужно её получить,затраты на сельхоз работы чаще превышают доход от сбываемой продукции и в этих условиях люди живут, кто хочет работать - работают, и зарабатывают, содержат семьи и воспитывают детей).Огромное спасибо и низкий поклон за то, что СПК держиться в этих тяжёлых условиях нужно сказать Ивану Васильевичу, ведь именно он поднял колхоз "на ноги", он почти пол жизни посвятил СПК. А Дворецкий Вечаслав Васильевич, председатель сельской администрации, человек которого население наших деревень выбрало на второй срок правления так много сделал для всех нас. Например сейчас в Лапшино делают дорогу, и заслуга эта Вечаслава Васильевича.Каждый здравомыслящий человек понимает, что в наше сложное время это строительство дорогова стоит, а делается это для народа проживающего в Лапшино, и между прочем жители села тоже вносят свою помощь в денежном эквиваленте, пусть это по московским меркам и небольшая сумма, но ведь самое главное что каждый житель поучаствовал в обшем деле - в строительстве дороги, нужной им самим,жаль конечно что государство мало уделяет внимания проблемам на селе. А автор пишет ,что люди кроме макарон и рыбы себе ничего позволить не могут, что хоть это за бред. Что касается яблоней и других плодово-ягодных культур, то растут в наших краях не только яблони, но и сливы, груши, вырашивали даже арбузы, а уж сколько яблок снимают хозяева автору этой статьи даже во сне не снилось.
Эта статья больше похожа на сказку.Автор своей статьёй показал свою некомпетентность, своё негативное отношение ко всему окружающему, он подошёл субьективно к написанию своей статьи, что он хотел этим добиться лично мне непонятно, Мне как человеку любящему свой родной край, людей которые меня окружают , знающему каждый уголок своей малой родины понятно лишь одно - ЭТА СТАТЬЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!!!

vohmich , 14.06.2010 16:31

Полностью с Вами согласен!

vohmich , 13.06.2010 18:49

Почему желторотый юнец написал этот грязный пасквиль, оно и понятно - хотел прославиться. Но вот куда смотрел главный редактор журнала, как сотрудник оскорбляет людей и целые деревни. А ведь нечто подобное можно написать о любом населённом пункте в т.ч. и о г. Москве только можно добавить ещё и про коррупцию, убийства, разбои, грабежи, бомжей, проституцию, хамство, мошенничество ( всего этого нет в д. Рай). И если бы какой-нибудь западный корреспондент рискнул представить Москву в таком виде, то редактор бы первый со всей пролетарской ненавистью обвинял бы этого писаку в чернухе. А своих значит можно?

Елизавета , 29.06.2010 20:57

То есть Вас все устраивает?
И Вам ничего лучше и не надо?

vohmich , 08.07.2010 13:27

А Вы бы лучше не лезли не в своё дело, посмотрел бы я как бы вы визжали если бы оскорбили Вашу деревню, Ваш дом, Вашу семью. А мы здесь сами разберёмся без советчиков. И не оскорбляй те хороших людей, они Вам ничего не сделали

pechkin , 24.06.2010 21:32

афтар убейся ап стену

pointer99 , 18.09.2010 19:12

pechkin убейся ап печку

Анатолий , 24.06.2010 22:12

КОМЕНТАРИЙ ИЗ «ЗОНЫ» ГДЕ «НИЧЕГО НЕТ»
Главное, что Мы ещё есть, вопреки и независимо от наивных умозаключений нигилиста Мартемьянова. Двадцать лет назад Мы жили и чувствовали себя частичкой великой страны. В нынешнее прагматические времена, предназначенные только для наглых, село Нечерноземья, практически исток титульной нации Русских, неизбежно рушится.
«Там ничего нет..» Зато в первопрестольной, где проживает 8 % населения России, всё есть. Ведь тут находится 80% денежного капитала всей страны, из которого ни полушкой не поддержат ни Рай, ни Иерусалим, ни сотни тысяч «Горелово, Неелово, Неурожаек тож.» Безусловно, господин Мартемьянов, как журналист начинающий – не без «искры», но какой то адской и не будет у него «великого» будущего от гадливого созерцания. Неужели новая нация «москвич», провинцию такой представляет? Мерзко и страшно.
Кощунственно толкового и уважаемого руководителя кооператива каким то нищим изобразить, а другого хорошего человека вообще придурком. Всех обезличил, ни единого светлого лучика. Даже легенду себе в угоду переиначил. Ни одного приличного человека или работягу заметить не удосужился, а их там не мало.
Приём не новый, привлекающее внимание чтиво. Многие западные журналисты в таком ракурсе и саму нашу столицу своим читателям подают – «ищущий да обрящет». Зачем же своей страной и людьми тщеславно ещё и через Интернет манкировать как неким хламом? Стыдно за вас, господа!

Анатолий Смердов
Член Союза писателей России,
Член Союза журналистов России,
Уроженец и житель «серой зоны»
п.Вохма, Костромская область.

Елизавета , 29.06.2010 20:51

Человек один, а членов немерено.
И устраивает Вас все?
Вам нравится та ситуация, что ВЫ описали?
Да какой вы, нафиг член?
Так, членистоногое, не более.

А статья написана с болью души. А вот подобные вам и плодят это БЛАГОДУШИЕ. Выпил - славненько: "Ты меня уважашь..."
Потому и иностранцы о нас так пишут.
В пьяной компании трезвому тошно, ох как тошно!

И фамилия у Вас соответствующая...

pointer99 , 18.09.2010 19:14

член, член, член...

paintff_1 , 19.09.2010 02:05

Уважаемый Анатолий Смердов, Член Союза писателей России,
Член Союза журналистов России. - Где можно познакомиться с вашим творчеством? - Очень интересно. Интригует. Дайте, пожалуйста, открытую ссылку на ваши публикации.

paintff , 19.09.2010 18:31

Извините, уважаемый Анатолий Смердов, но нашлось само:

"ОБРАЩЕНИЯ К ВЛАДИМИРУ ПУТИНУ"
№ 14745 | 31.10.2009, 13:44 GMT 16:44 MSK | Анатолий Смердов, Вохма, Костромская область

Зарплата
Уважаемый Владимир Владимирович! Нас и без того нищих журналистов районной газеты обокрадывают ежемесячно, отбирая практически весь гонорар. А вот редактор львиную долю гонорара и нашего тоже, забирает себе. Без вашего вмешательства, нам не обойтись. Нас осталось 2 журналиста. Остальные сбежали в поисках лучшей жизни. Как вы думаете, можно ли прокормить семью на 7 тысяч в месяц. А вот прибыль от гонорара за публикации до 2009 года составляла и по 2-3 тысячи рублей. Вот так нам прибавили зарплату."

P.S. "Рядом – очередь за хмельным напитком. (!!!) Самоваренное пиво – еще одна гордость вохмичей.
"Дело в том, что пиво у нас — традиционный народный напиток, - рассказывает зав. отделом культуры Вохомского района Любовь Первушина. -И все народные игрища, все народные гулянья не обходились без нее. И оно как бы атрибут вот этого сегодняшнего гулянья"

Пива привезли три вида. Его варили в Вохме издревле. И у каждого пивовара свой рецепт. Есть даже сладкое пиво. Особая гордость производителей — натуральные ингредиенты. Подружки Нина, Надя и Саша своего пива не пробовали. Еще маленькие. "...

http://kostroma.rfn.ru/region/rnews.html?id=23939&rid=541&iid=2247

Нормально, да?...

P.P.S. "Житель поселка Вохма Костромской области Анатолий Смердов собрал необычную - звонкую - коллекцию... Себя же коллекционер считает потомственным крестьянином - и прадед его, и дед были конюхами. Да и фамилия у него подходящая, от слова "смерд" - крестьянин."

http://www.volgainform.ru/allnews/508300/

Сами-то, что ж не крестьянствуете?... Перо легче лопаты?
Ну, а что же Путину-то жалобитесь?

pointer99 , 20.09.2010 01:47

Так, вона чего, - челобитная царю! А пошто не американскому президенту? В Конгресс! А где ж крестьянство - вилы, косы, топари? - Рыба-то гниёт с головы. А голова у вас, господа-крестьяне, в жопе. Пива много варите. И - жалобитесь. Вы Россию просс-ли, в первопрестольной тока хвост этого цепня, которого сами выкормили.
Крестный ход устройте.
Аминь.

Отпетая , 09.12.2010 03:41

Неплохо. Сами-то не пишете?

pointer99 , 09.12.2010 08:16

Ну, да. Светопись :))
http://www.paintff.com

Отпетая , 10.12.2010 12:55

Мне понравилось. Это Питер?

pointer99 , 10.12.2010 13:05

Это его остатки (останки)...

Отпетая , 10.12.2010 13:32

Зловещая красивость.

pointer99 , 12.12.2010 11:32

Спасибо.
Раньше (в -70-нач. 90-х) у города была другая аура. Без базальной тревожности. - Наберите в поисковике "Борис Смелов" - почувствуйте разницу.

Отпетая , 13.12.2010 23:46

Разница? Скорей сходство.

Анатолий , 24.06.2010 23:25

КОМЕНТАРИЙ ИЗ «ЗОНЫ» ГДЕ «НИЧЕГО НЕТ»

Вовчик , 29.06.2010 15:48

Многие высказывающие свое мнение очень не правы!!! Автор показал сущность жизни данной деревни, и я не нашел ни одной строки где было бы упомянуто что то оскорбительное, написано все жизненно. Да, согласен в России не одна такая деревня!!! Но наша власть увы этого не слышит и не хочет понимать!!! Не стоит судить автора, он приехал в эту деревню и написал о том что он там увидел!!! Зачем же ему преувеличивать!!!

Елизавета , 29.06.2010 20:55

Хаить надо не автора, а реалии.
Но все привыкли - моя хата с краю.
Смотрите, как бы и вашу крайнюю хату на дрова не порубили.
Ведь потом будет поздно.
Эхх... люди...

sergi , 27.07.2010 14:12

Не говорил ему за строй. Ведь сам я - не в строю.
Да строй - не строй. Ты только строй. А не умеешь строить - пой.
А не поешь - тогда не плюй.
Я - не герой. Ты - не слепой.
Возьми страну свою.

А. Башлачев "Случай в Сибири"

logan198080 , 06.08.2010 10:42

Хочется сказать только одно, РАЙ это часть России и люди там такие же как везде не хуже и не лучше! Давайте будем добрее к себе и окружающим! Вот автор к вам вопрос, вы что сделали для РАЯ, может помогли железом(компьютер) или яблоню попытались посадить, может продуктов привезли?, чтобы не только макароны и рыба? И вы пишите о равнодушии?

pointer99 , 18.09.2010 19:15

Вы подменяете автора эссе и власть, государство, систему. Спутанное сознание.

paintff , 19.09.2010 01:36

Gut, gut. Но, кто же сажает яблоню зимой? А, г-н Смердов, член из членов, яблоневый сад, там что-ли развёл? - Он -то уроженец. Пошёл бы бы, как чеховский герой, в местные учителя РУССКОЙ СЛОВЕСТНОСТИ. - Не-а, член. Мешает. Что-то.

Нет в Раю узбеков и "детей с гор" - Рай.

pointer99 , 18.09.2010 18:59

Максиму Мартемьянову - респект. Хороший слог, отличные фотографии, правильное видение - это главное. "Письма из провинции" - ваша тема.
Довлатов бы оценил...

paintff , 19.09.2010 01:41

А.П. Чехов - жёстче Сергея Довлатова. Ну, вы, понимаете.

paintff_1 , 19.09.2010 02:09

Фотографии - супер. У автора - две музы.

Mona Lisa , 24.09.2010 20:41

Вообще-то каждый имеет право на свою точку зрения. Автор писал словно сценарий для фильма. Очень образно. И фотографии - как документальное подтверждение. Конечно, всем хочется выглядеть хорошо и в газете и в журнале, чтобы о их деревне написали только положительное.
Но написано так, как увидено. Народ вымирает в деревнях от пьянства, молодёжь не задерживается. Трудно жить. Особенно зимой. А РАЙ наш журналист так и не нашёл, хоть упорно его и искал.

paintff_1 , 25.09.2010 01:23

Хороший комментарий. И материалы хороши. А вот исполнение сайта - полное г... Зачем эта натужная напыщенность с твиттером, гмэйлом... Как-то у вас не по Хуану сомбреро. И даже нет обратного адреса. - Что-то беспокоит, тревожит, да?

kaZa , 08.10.2010 08:45

может и не правду написал автор про д. Рай, а вот про глубинку в целом - очень точно. Да и нет особого негатива, на мой взгляд. Так, сквозящая печаль... Вообщем, мне понравилось.

kaZa , 08.10.2010 08:47

А что касательно преукрашений - так наш народ больно жаловаться любит, так и слышится "есть то у нас нечего, рыбу ловим, на ней и живем"

raaddist , 27.10.2010 10:48

для написания подобной статьи достаточно полчаса поболтаться по разнообразным местечковым сайтам и сделать обыкновенную копию. Полное фуфло.

Отпетая , 09.12.2010 01:05

Почитай "Небо. Самолет. Колдобина." Может и это фуфло из инета?
Или "Белая гвардия"? Тоже не ездил?
Завидуешь?

Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 3-м номере читайте о жизни и творчестве Владимира Семеновича Высоцкого,  о судьбе великой русской актрисы Веры Комиссаржевской, о певице, чье имя знакомо каждому россиянину, Людмиле Зыкиной, о Марии Александровне Гартунг, старшей дочери Пушкина, о дочери «отца народов» Светлане Аллилуевой, интервью нашего корреспондента с замечательным певцом Олегом Погудиным, новый детектив Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

ПОБЕДА™

Великий праздник мутировал в бизнес-проект?

Клеточные

Дмитрий Ромендик на фоне зоопарка