ЗА ШУМНЫМ Толкучим рынком, пройдя уличками, закоулками к Комиссариатскому мосту, натыкаешься на тихую провинцию. Зеленоватая, спокойная заводь канала Москворецкого, ветхий мост, покривившиеся домишки, травой поросшие мостовые.
Даже кошки ходят по улице неторопливо, редких прохожих не пугаясь. Полдень... Обед...
Из ворот, что с трудом поддерживают столбами подгнившими вывеску заводскую, - гурьбой шумной выходят рабочие.
Многие с удочками и ведерками, где копошатся жирные черви или лежат припасенные куски.
Это любители рыболовы. Домой идти - далеко. Наскоро перекусят и айда к каналу потешиться часок с удочкой, выловить пару - другую рыбешек.
Здание заводское в глубине двора, хламом заваленного, прячется. Бревна, щебень, известка, стружки навалены. Ремонт идет капитальный.
Давно не ремонтировался завод. Это старинная консервная фабрика, что построил лет 50 тому назад фабрикант Кар - кунов.
Так завод и знают кругом - Каркуновская фабрика, и на вопрос - «где консервный завод Мясохладобойни Нарком внуторга - отвечают раздумчиво:
- «Не туда попали, граждане, здесь отродясь завода не было, фабрика Каркуновская - точно работает, а заводу нету.
В 1918 - 22 г.г. закрыт был завод. Потом работать стал помаленьку. Да не налаживалась работа: от хозяина к хозяину, от треста к тресту переходил, пока не остался за Мясохладобойней Н. К. В. Т.
Теперь из месяца в месяц увеличивается производство.
Не скачками, не вдруг, а медленно, но верно лезет вверх кривая продукции.
Да иначе и быть не может: рабочих 76 чел, а из них партийцев и комсомольцев 37 чел. - 50%. Спайка в работе. Солидарность. Подъем чувствуется.
Больше всего осенью и зимой. Когда приходит сезон на рыбу и овощи. Тогда работа кипит во всю. Ловит момент завод. Иначе, упустится время, упустишь рынок, и вся работа пойдет насмарку.
Главное - сырье. Поставщик - Болотный рынок. Привоз овощей. Чтобы свежие были. Запасов делать больших нельзя - качество консервов будет не то. А консервирует завод рыбу, овощи, фрукты, приправы всякие - от горчицы до маринадов. Пробовали мясные консервы делать - невыгодное дело. Мясо дорого. Эго сибирское дело. В Сибири мясные консервные фабрики полной нагрузкой работают.
Консервы научились делать лет сто тому назад. Повар - француз Аппер нашел способ сохранять (консервировать) продукты на сотни лет. Все дело в том, что никаким ледником, никаким холодильником нельзя сохранить продукты так, чтобы они при перевозке или теплом воздухе не портились.
Правда, хорошо замороженное мясо или рыба может лежать долгое время в камере холодильника, не изменив своих качеств, но будучи вынесено на теплый воздух, оно через несколько дней начинает «тухнуть».
Воздух насыщен микроскопическими животными - бактериями. Некоторые из них живут только в теплой температуре; другие выдерживают холод. Эти бактерии, попав в мясо, рыбу, овощи, начинают разводиться в них, и происходит гниение продуктов.
Апперу пришла в голову мысль отделить продукты от воздуха а, следовательно, от бактерий.
Поэтому продукты накладываются возможно плотнее в жестянку, наливают их доверху водой или соусом, жестянку наглухо запаивают и кипятят в котле. От жары вода закипает в банках и частью входит в продукт. Воздух, который все - таки хоть немного остался в банке, насыщается парами кипящей воды или соуса, и все бактерии гибнут.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.