Талант не исключение

Александр Рогинский| опубликовано в номере №1336, январь 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Степень механизации в бригаде А. Хамулы достигла 98 процентов – для строительства небывалая цифра. Многие не верили, что такое возможно. В бригаду зачастили комиссии. Но проверки подтверждали; все без обмана.

Надежность, точность исполнения, стабильность – главные принципы работы бригады. А стремления – куда выше понятного желания «всегда быть первыми». Эта цель достижима, может быть, и легко – хотя бы за счет класса. Но бригада – это не только собрание под одной крышей людей мастеровитых и организованных. Это еще и одна семья, в которой надо следить за ростом, развитием... Очень бережно здесь относятся к таланту.

В коллективе есть традиция: проработал некоторое время, обучился, приобрел организационные навыки – расти дальше. Сколько уже вышло из этой школы бригадиров, высококвалифицированных рабочих! Конечно, кто хочет остаться, не возбраняется. Но если увидели в человеке организаторский дар, если заметили, что привычная одежка уже тесна и человек начинает скучать, уговаривают даже: иди на повышение. Уговаривают еще и потому, что не использующий свой талант, как правило, останавливается в росте.

Каждому в бригаде найдено свое место; возможности рабочего тщательно сверяются с тем, что он делает.

Точный расчет – один из «китов», на котором стоит бригада. Даже площадка организуется так, что все службы на виду. Если кто-либо (с новенькими такое бывает) захочет скоротать в дальнем уголке рабочее время – спрятаться некуда.

Точный расчет – он коснулся и чисто бытовой стороны жизни бригады. Как-то привели паренька. Прочитал в газете о бригаде и решил попытать счастья – устроиться на работу (сделать это не так просто, велика конкуренция). Новенький был с дипломом техника, успел поработать на других стройках, но тут растерялся, не мог понять, где находится. Площадка, словно квартира, чисто выметена, ничего лишнего... Бытовка – залюбуешься (оборудовали по собственному проекту: тут и сушилка, и душ, и библиотека; теперь возят с собой вагончик в командировки). Чтобы не бились стекла, сделали для копра и бытовки металлические ставни... Есть чему удивляться.

Коллективное творчество – это не только количество предложений, а и содержание того, что предлагается. Так сказать, качество мысли. Вот, например, приходили раньше машины с бетоном, простаивали в очереди. Бригада сделала вместительную бадью, производительность увеличилась в три раза. Раньше многотонные грузовики возили армокаркасы, которые весили немного, а места занимали достаточно. Получались, по сути, холостые пробеги. К тому же в пути армокаркасы гнулись. Придумали специальный станок, стали изготавливать армокаркасы прямо на площадке... Любые вопросы решают сообща. Есть свой бригадный совет. Обсуждают предложения, лучшие принимаются голосованием.

Заметим, эти предложения не для себя только: пусть бы простаивали машины с бетоном, бригада ведь все равно работала. Пусть бы привозили гнутые армокаркасы – это убыток скорее заводу, который их делал. Получалось, что больше думали о других, а вернее, об общем деле.

Бригада сама занимается своей экономикой. Уже давно главным показателем стал конечный результат. Уже давно внедрено планирование на год, составляется один наряд на объект. Успешно освоен метод бригадного подряда. Но и этого оказалось мало бригаде. Бывало, приходили низкого качества проекты. Начали серьезно заниматься экспертизой технической документации (только за один год изменили конструкции оснований на пяти объектах, сократили сроки строительства на 60 дней). И на этом не успокоились. Бригада не хотела оставаться просто «рабочей единицей». Ребята чувствовали себя экспериментаторами, первопроходцами. И это накладывало особую ответственность.

Завязали тесные контакты сучеными, институтами. Внедрили у себя для определения плотности бетона ультразвуковые приборы, начали бурить под глинистым раствором...

Такой натиск, рывок из обыденного – это непременно должно было вылиться в новое качество. Не могло не повлиять на характеры, психологию, сознание молодых рабочих...

И они замахнулись на святая святых – нормы.

– Ведь как бывает, – говорит Андрей Хамула, – приходит после училища паренек, еще как следует не оперился, а уже норму перевыполняет, не обладая при этом достаточным мастерством. А все из-за устаревших норм. Это тормоз, явный вред. Наша бригада так резко ушла вперед, что к нам долго никто не мог приблизиться. Но вот появились последователи, конкуренты, и мы поняли: пришло время менять нормы. Пусть перенимают у нас опыт и работают так, как и мы. Ведь ничего особо сложного и таинственного в нашей работе нет. И мы предложили повысить нормы на 25 процентов.

– И как же к этому отнеслись другие бригады?

– Недовольные были. Но в основном те, кто никогда и не стремился как следует работать. Остальные сразу же поняли, поддержали нас. Иначе и быть не могло. Если бы думали только о заработке, никогда не стали бы классной бригадой.

Некоторые и сегодня говорят: «Слава Хамулы преувеличена, раздута. Ничего особенного он не сделал, вот есть бригады...» Да, есть. И не хуже хамуловской. Показывают ту же производительность, и качество неплохое. Но бригада делегата XXVI съезда КПСС, лауреата Государственной премии УССР А. Ф. Хамулы не только хорошо работает, она, если хотите, пытается выйти на уровень бригад будущего. То есть коллектива, который не просто выдает «чистую продукцию», но и сам работает над развитием техники, обогащает свою профессию самыми передовыми достижениями, касается ли это технологии производства, организации труда или методов формирования коллектива. Бригада стала как бы испытательной площадкой всего нового, настоящей творческой лабораторией – не зря ведь коллектив приобрел статус Всесоюзной школы по обмену передовым опытом в отрасли. А это не каждому по силам. Осваивать передовые методы непросто и нелегко. Многие отступают, столкнувшись с первыми же трудностями. Но зато к тем, кто взваливает на себя этот груз, и отношение особое. Что ж, по справедливости.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Что не измеряется процентами

Беседуют Вячеслав Неволин и Олег Арсентьев, сталевары Златоустовского металлургического завода