Ответов много. Оригинальные программы – лектор сам формирует свой курс, исходя из требований университета; эффективная форма занятий, ясно осознанная преподавательским составом цель – не запоминание определенного набора фактов и правил, а умение пользоваться основами наук в конкретных случаях, умение самостоятельно мыслить и... учиться. Ведь в нашей печати еще только обсуждается необходимость второго свободного дня у школьников, а в ФМШ такой день есть. Он полностью отдан на усмотрение учащихся, и будьте уверены – они посвящают его не только личным делам, но обязательно науке. Потому и назвали его «день науки». И, наконец, преподавательский состав. Это в основном ученые и выпускники НГУ. И тех и других привлекает не только преподавание в такой интересной школе, но и возможность использовать свой научный аппарат для решения педагогических, психологических и всевозможных других проблем, возникающих в большой семье учащихся ФМШ.
Физико-математическая школа – дорогой эксперимент для государства. Но уже сейчас ясно, что затраченные средства не пропали даром. Педагогика приобрела новые методы, пополнилась ценными находками. А «фымышата»? Они успешно сдали экзамены в вузы, успешно работают в науке, честному и добросовестному служению которой их учили в ФМШ.
Мне хочется рассказать прежде всего о первом выпуске. Володя Харитонов и Юра Михеев поступили в НГУ, закончили его и вернулись... в ФМШ. Владимир Петрович – завуч по физике, Юрий Викторович – по математике. Пришедшие в нашу школу по результатам 1-й Всесибирской олимпиады, они теперь сами отбирают «олимпийцев». Вот и заработала наша образовательная «цепочка» – значит, звенья ее не случайны. Имена других выпускников мы встречаем на страницах научных журналов, часто становимся свидетелями их успехов. В. Балакин, С. Гончаров – лауреаты премии Ленинского комсомола. Сергей Гончаров был избран делегатом XVIII съезда ВЛКСМ. Он председатель Совета молодых ученых и специалистов при обкоме комсомола. А. Игнатенко заведует лабораторией молекулярной физики НГУ. В. Пархомчук через 5 лет после окончания ФМШ получил авторское свидетельство на «искровой счетчик». Теперь он кандидат наук, работает в Институте ядерной физики, преподает в ФМШ. И. Шестаков окончил ФМШ с золотой медалью, с отличием – НГУ, стал лауреатом конкурса АН СССР на лучшую студенческую научно-исследовательскую работу 1972 года. Ныне кандидат наук, сотрудник Института математики СО АН СССР. Обо всех, конечно, не расскажешь в тесных рамках одной статьи. Но об одном, о том, что единит всех, скажу обязательно. Скажу об увлеченности наукой. И пока ФМШ увлекает наукой, воспитывает ее преданных рыцарей – значит, эксперимент проходит успешно, эффективно.
Впрочем, трудно назвать экспериментом уже сложившуюся в Новосибирске систему подготовки молодых ученых и специалистов. Первые «фымышата» давно уже опытные сотрудники, они активно создают новое и новое внедряют. Внедрение научных разработок в народное хозяйство, так же, как и воспитание молодой талантливой смены, стало одной из важнейших задач нашей областной комсомольской организации.
Новосибирская область с ее мощным промышленным, сельскохозяйственным и научным потенциалом стала в последние годы базой внедрения научных разработок, которые проходят здесь проверку, получают путевки в жизнь и могут распространяться на ту или иную отрасль народного хозяйства. Достаточно сказать, что сегодня на новосибирских предприятиях на различных стадиях внедрения находится свыше двухсот крупных разработок наших ученых.
Во время пребывания в Новосибирске товарищ Л. И. Брежнев высоко оценил эту работу и поставил новые задачи: вести дело так, чтобы активная роль ученых помогала быстрее решать вопросы соединения науки с практикой и тем самым способствовать повышению производительных сил страны. В нашей области в сфере науки занято более 70 тысяч научных работников, значительную часть которых составляет молодежь.
Главной формой практического участия молодежи в ускорении научно-технического прогресса стала ее деятельность по внедрению достижений науки в производство. Грандиозные перспективы развития нашего сурового и сказочно богатого края увлекают молодежь эффективностью поиска, широкими возможностями проявления своей активности, делают ее реальным участником преобразований, результаты которых сказываются порой немедленно. Основой перспективного планирования этой работы в нашей области стали долгосрочные программы участия молодежи в ускорении научно-технического прогресса, утверждаемые пленумом или бюро обкома комсомола.
Именно комплексность и долгосрочность таких программ мы считаем наиболее важными для достижения необходимых результатов. Реализация этих программ предполагает прежде всего содействие повышению профессионального уровня ученых и специалистов. Так, например, давно уже стали у нас традиционными различные конференции, семинары и школы молодых ученых по актуальным проблемам науки, техники и производства, на которые приезжают специалисты из других областей и республик страны. Не забываем мы и о самых юных изобретателях. Не случайно именно Новосибирск нынешним летом стал местом проведения Всероссийского слета юных изобретателей и конструкторов.
Поэтому рассказ о воспитании в Академгородке научной смены никак не мог бы претендовать на полноту информации, не упомяни я о клубе юных техников. Символично, что расположен КЮТ в зоне научных институтов: с одной стороны, «Гидродинамика», с другой – «Физика полупроводников», с третьей – «Кинетика» (в Академгородке привыкли кратко называть институты). Да и сам КЮТ официально образован как лаборатория вспомогательных процессов Института гидродинамики.
Очень хочу обратить внимание читателей на этот факт. Подумайте, ведь таким образом клуб с самого начала не оставлен один на один с финансовыми и другими затруднениями, которые порой преодолеваются за счет голого энтузиазма. Поэтому, возникнув на серьезной базе, КЮТ завоевал и репутацию серьезную. Да и как не завоевать, если обсерватория клуба ведет темы по заданию Всесоюзного астрономо-геодезического общества, здесь впервые руками ребят сделан твердотельный лазер. Консультируют кютовцев научные сотрудники институтов.
В КЮТе работают лаборатории разных специализаций, в них выберет себе дело по душе и возможностям и малыш-первоклашка, и «фымышовец»-выпускник. Кстати, больше трети учащихся ФМШ занимаются в КЮТе. Потому что в клубе просторно и для технического и для научного творчества. Часто ребята сами конструируют физические приборы, которые экспериментально подтверждают полученные в ФМШ теоретические знания.
Поэтому КЮТ стал полноправным, теперь даже неотъемлемым звеном в образовательной системе.
...Поиск способностей. Это большая и сложная проблема. Искать математические или физические способности, на мой взгляд, не так уж сложно. К сожалению, еще не так эффективно, как хотелось бы, поставлен поиск в области результатов. Надо искать способных девочек и мальчиков именно по результатам их исследований. Пусть они будут несложными, но такими, которые требуют от ребят творческого подхода.
Не хотелось бы, чтобы читатели поняли, будто в Академгородке решены все проблемы так называемого «поиска талантов», как, собственно, и воспитания талантов. Нет. В ходе олимпиад нередко возникают затруднения. Есть ли у будущего математика, физика, химика творческий потенциал или он просто обладает хорошей памятью, много читал? Бывают ведь люди прямо-таки с выдающимися способностями усваивать чужие мысли, но с очень слабыми способностями к самостоятельной исследовательской работе.
Помогая юному человеку распознать в себе способности к научной работе, мы помогаем ему раньше найти себя. А человек, который нашел свое место, – счастливый человек.
Тогда впереди его ждет множество открытий.
И счастье быть на своем месте.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.