Ты помнишь, читатель, эти строки? «Неведомая, дикая, седая, медведицею белою, Сибирь, за Камнем, за Уралом пропадая, звала, звала в невиданную ширь...» Сердцем, волей и разумом народа, в лишениях и борьбе, вставала могучая и великая сторона России к величайшим своим свершениям, которые провидел еще Ломоносов. На этой земле, как нигде может быть, творился во все времена подвиг познания. Подвиг преодоления пространств и раскрытия характеров, подвиг проникновения в богатейшие земные недра и подвиг созидания... Дерево, камень, металл – все под руками трудового люда приобретало плоть, давало силу Отечеству.
Западная Сибирь. Слава Ермака нашла здесь прописку вместе со славой величайшего химика всех времен Менделеева, рукописная работа картографа вбирала в себя нелегкий опыт первопроходцев...
«Поверить невозможно, – сказал недавно молодой рабочий журналисту «Смены», – что раньше сюда посылали на каторгу»... Смысл всех социальных устремлений партии и народа в том и состоял, чтобы мрачные страницы нашей истории навсегда канули в прошлое. Сегодня на необозримых просторах Западно-Сибирской низменности, в тундре и тайге поселился ВЕЛИКИЙ ТРУД. Труд буровика и строителя, сварщика и нефтяника, газовика и водителя мощных машин... Тюмень, именовавшаяся прежде столицей всех деревень, ныне принесшая Родине славу топливно-энергетического гиганта, вместе с Томском дает уникальный исторический пример освоения. А там, где освоение, – там молодежь, там наш Ленинский комсомол.
Перед тобой, читатель, фотопанорама Западной Сибири с высказываниями исторических деятелей – «СКАЗАНИЕ О ЗЕМЛЕ СИБИРСКОЙ».
Сибирь... К ее необъятным просторам, сказочным богатствам, славному прошлому и настоящему, к людям, осваивающим эти края, обращались и обращаются выдающиеся ученые и писатели, политические деятели и обыкновенные, простые труженики.
Край суровый, героический, советский...
С некоторыми письмами о Сибири и из Сибири, высказываниями об этом великом крае редакция знакомит наших читателей.
«Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном».
М. В. ЛОМОНОСОВ, 1763 г.
«Горсть казаков и несколько сот бездомных мужиков перешли на свой страх океаны льда и снега и везде, где оседали усталые кучки в мерзлых степях, забытых природой, закипала жизнь, поля покрывались нивами и стадами, и это от Перми до Тихого океана... Россия растет по совсем иному закону, потому что она имеет ядро; это не эмигрирующая колония, а народ, который прочно укрепился на своей территории и распространяется во все стороны, не отрываясь от своего центра».
А. И. ГЕРЦЕН. 1854 г.
«Сибирь, имея в одном уезде 21 тысячу хлебопашцев поместных, улучшит достояния недвижимые, и возведет их в высшую ценность, трудом собственноручных хозяев. Тогда только заведется травосеяние, хлебопашество и росчение лесов. Тогда только увидят рощи лип и пчел, сады яблоней и вишневых деревьев, вместо нынешних кустарников ».
П. А. СЛОВЦОВ. 1834 г.
«Оставить Сибирь – это самая мучительная мысль в те часы, когда сердце мое добро, чувства согласуются с природою и обманчивые призраки, как сон, исчезают. Нет, мой милой, мне не легко оставить Сибирь; ежели я когда-нибудь вынужден буду перешагнуть через Урал с той мыслию, что никогда утке не увижу седые верхи этого исполина, поверь мне, я обольюсь слезами и навсегда расстанусь с добрым покоем – с самою надеждою...
Родимая сторона образует наши привычки, склонности и образ мыслей; каждый предмет нам что-нибудь напоминает».
Г. С. БАТЕНЬКОВ. Тобольск, 1811 г.
«Сама природа указала Сибири средство существования и ключи промышленности. Схорони в горах ея множество металлов и цветных камней, дав ей обилие вод и лесов, но, между тем, заградив ее от Европы, она явно дает знать, что Сибирь должна быть страной фабрик и заводов».
А. А. БЕСТУЖЕВ-МАРЛИНСКИЙ.
После 1829 г.
«Какая цель! Пустыни, степи
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Новосибирский Академгородок: единая система подготовки научной смены