Джамбул Джабаев, чудесный акын Казахстана, всего несколько месяцев не дожил до ста лет. Он прошёл сложную школу импровизаторского искусства, с юношеских лет состязаясь в мастерстве с акынами казахских степей.
Сын пастуха, он знал и любил свой народ и отдал ему всё своё поэтическое дарование. С полным основанием он говорил о себе:
Джамбул - это имя простое моё.
Народ - настоящее имя моё.
Я - Родины сын,
плоть от плоти ее, -
С народом, в народе - моё бытиё.
Как поэт Джамбул складывается во второй половине XIX века под влиянием социальных событий того времени. Это было время, когда для казахского народа решался основной вопрос жизни: отношение его к русскому народу. Джамбул, к великой чести его, как и другие передовые люди Казахстана, понял, что счастье казахов в сближении с русскими. И Джамбул зовёт в своих ярких, задушевных песнях казахский народ к дружбе с русским народом. Он поёт о том, что только у русских казахи нашли защиту от китайских ханов, хивинских и бухарских феодалов, кокандцев, зверски угнетавших и истреблявших казахов. Он резко бичует мулл, баев и биев, сеющих вражду к русским. И народ признал в Джамбуле, глашатая правды, защитника своих интересов.
Когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, Джамбулу Джабаеву было уже семьдесят лет. Долгое время он уже не брал в руки домбру. Однако революция оживила и омолодила талант народного певца. Лучшие свои произведения он создал именно после установления советской власти. В автобиографии, записанной с его слов, Джамбул так говорит об этом периоде своей жизни:
«Когда мне исполнилось семьдесят лет, я увидел светлую зарю новой жизни. На землю пришла правда для всех живых существ. Я услышал имя батыра Ленина и был свидетелем победного шествия Красной Армии. Вокруг меня закипела жизнь, о которой я пел в своих лучших песнях, как о золотом сне. Почувствовав прилив свежих сил, взял в руки домбру. Вернулась моя молодость, и я запел. Я переродился и стал петь, как двадцатипятилетний юноша: сильно, с подъёмом, с больший жаром и охотой. Это возрождение моих сил принёс мне вождь трудящегося человечества Сталин, давший счастье всем народам...»
Джамбул стал страстным певцом колхозного строя и одним из первых вступил в своём ауле в колхоз. Всем своим творчеством он прославлял генеральную линию партии большевиков.
В 1936 году Джамбул приехал в Москву для участия в декаде казахского искусства. В те дни в «Правде» появилась одна из лучших поэм Джабаева - «Моя Родина». В ней поэт с огромной силой воспел образ Сталина, чем снискал к себе любовь миллионов советских читателей. Вслед за этой поэмой Джамбул создаёт ряд волнующих произведений о Ленине и Сталине, о Сталинской Конституции, о расцвете казахского народа, о дружбе народов, о Советской Армии и героях социалистического строительства.
И как ни ярки были песни Джамбула о Сталине, певец всегда искал ещё более ярких слов и образов:
Он, как океан, необъятно велик...
Обидно Джамбулу, что беден язык
И слов не хватает, чтоб так прозвенеть.
Чтоб Сталинский гений достойно воспеть.
В годы Отечественной войны Джамбул создал такие чудесные творения, как «В час, когда зовёт Сталин», «Ленинградцы, дети мои», «Москва» и другие. Он скончался 22 июня 1945 года, дожив до победы над гитлеровской Германией.
Джамбул был лауреатом Сталинской премии и депутатом Верховного Совета Казахской ССР. Правительство наградило его орденами Ленина, Красного Знамени и «Знак Почёта». Его книги вышли в десятках изданий на многих языках народов Советского Союза.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из рассказов молодого рабочего
II. Начинается новая жизнь