— Искусственные острова?
— Именно. Давайте порассуждаем. Скажем, что значит шторм? Из-за него рыболовные и другие суда не всегда могут подойти к берегу, чтобы укрыться, разгрузиться, заправиться. Это приносит огромные экономические убытки. Проблему как раз и могли бы решить плавучие искусственные острова, которые служили бы для кораблей убежищем. Остров — это своего рода плавучий город-порт, возведенный на огромной платформе, с населением 10 — 15 тысяч человек. Люди не только обслуживали бы рыболовные, пассажирские и транспортные суда, но и занимались бы разведением марикультуры, вели научную работу и, конечно, с комфортом отдыхали. Такой искусственный остров видится обычным портовым городком с кинотеатрами, магазинами, кафе, библиотеками... Специалисты уже предлагают проекты таких островов.
На территории СССР их целесообразно сооружать в Охотском, Беринговом морях... Они просто необходимы в Тихом, Индийском. Атлантическом океанах.
Проблему океанского транспорта можно параллельно решать и другим образом. Я уже говорил, что ежегодно тонут сотни судов. И среди них — гигантские супертанкеры, балкеры... Выход видится в создании транспортных подводных лодок. К примеру, подводный супертанкер длиной 200 — 300 метров мог бы заправляться из хранилища на дне океана нефтью, добытой из подводной скважины, и без особых проблем доставлял бы ее потребителю. Подводному кораблю не страшны сороковые ревущие широты, волны-убийцы. Так можно избежать не только экономических потерь, но и в определенной степени уменьшить загрязнение океана. Ведь вы знаете, что сейчас из-за различных аварий судов ежегодно в моря и океаны попадает до 10 миллионов тонн нефти! Не думайте, что это мелочь — капля в море! Ведь только одна тонна нефти может покрыть пленкой около 3,3 квадратного километра, а площадь водной поверхности нашей планеты 360 миллионов квадратных километров. Вот и считайте. Другой источник загрязнения — воды, которыми промывают танкер после перевозки нефти.
— И все же это только одна грань проблемы экологии Мирового океана. К сожалению, он страдает и от развития производительных сил, от сухопутной деятельности человека, деятельности, которая нередко граничит с безответственностью.
— Увы. Знаете, долгие годы господствовала такая точка зрения: мол, ничего страшного, если в акваторию Мирового океана сбрасывать канализационные и сточные воды, бытовые и промышленные отходы, полагали, что они растворятся со временем, разложатся. И сбросы не только увеличивались, но и «совершенствовались», то есть стали нести в себе биологически не разлагающиеся вещества. Они накапливались. Добавьте сюда свинец, содержащийся в выхлопных газах автомобилей, удобрения и ядохимикаты, применяющиеся в сельском хозяйстве, перекрытие рек... И только теперь поняли: надо что-то делать, что-то срочно предпринимать. А в некоторых случаях требуются и экстренные меры. Не секрет, что сейчас в Черном море наблюдается экологический кризис. Оно протухает, в определенных местах поднимается сероводород, поднимается и даже выходит на поверхность! В результате необдуманного рыболовства в Черном море появились огромные скопления медуз, гибнут дельфины…
— Где же выход? Демонтировать электростанции? Прекратить удобрять сельскохозяйственные угодья? Отказаться от транспорта?..
— К таким крайностям никто не призывает, да и научно-технический прогресс не повернуть вспять. Но надо заметить, что в практику сооружения гидротехнических объектов, обработки сельскохозяйственных площадей, содержания курортных зон, разумеется, надо вносить определенные коррективы. Это с одной стороны, а с другой — следует разрабатывать и внедрять методы использования эвтрофикации морских бассейнов: выращивания рыб, питающихся фитопланктоном, макроводорослей, бентосных организмов, которые являются биологическими фильтрами. Эти методы найдут свое применение прежде всего в наиболее загрязненных районах, таких, как Невская губа под Ленинградом, ряд участков Черного и Балтийского морей.
Надо осознать до конца, что само будущее нашей цивилизации зависит от того, насколько хорошо мы изучим океан, насколько рационально будем распоряжаться его ресурсами, насколько грамотно будем вести хозяйство.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Памяти Бориса Натановича Стругацкого
Из дневника комсомольца-героя