Тайна «Принцессы Кашмира»

Анант Шридар Карник| опубликовано в номере №735, январь 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рассказ

Вместо предисловия

К. А. Аббас

Как и большинство настоящих героев, Анант Шридар Карник совсем не похож на героя. Он даже не похож на авиаинженера. Если бы вам пришлось ехать с ним в одном трамвае, вы приняли бы его за филолога, преподавателя биохимии или астрофизики.

Худощавый, с высоким лбом, он больше напоминает ученого или поэта. Когда он впервые пришел ко мне с рукописью под мышкой, я принял его за очередного горе - сценариста, воображающего, что его литературный труд призван спасти кинопромышленность от неминуемого краха. Я. конечно, не предполагал, что передо мной один из тех, кому удалось спастись во время гибели несчастной «принцессы Кашмира».

Анант Шридар Карник - инженер, и, по-видимому, очень знающий инженер, но отнюдь не профессиональный писатель. И все же его простой рассказ звучит правдиво и убедительно. Я считаю, что по двум очень важным причинам этот рассказ заслуживает того, чтобы его прочли не только в Индии, но и за ее пределами.

Первая из этих причин вытекает из заявления, сделанного премьер - министром Индии Джавахарлалом Неру через несколько часов после катастрофы. Он тогда сказал: «Подобная катастрофа очень тяжела в любое время. Но в данном случае, когда на борту самолета находились члены китайской делегации, направлявшейся на Бандунгскую конференцию, это особенно тяжело и больно. Катастрофа носит необычайный характер. За десять минут до того, как самолет упал в море, мы получили от его экипажа нормальное сообщение. Что - то неожиданное должно было произойти вскоре после этого» (подчеркнуто мною. - К А.).

Необычайный характер катастрофы, которую пресса вначале представила как трагическую, но вызванную чисто техническими неполадками, начал проясняться, как только трое оставшихся в живых заявили, что самолет был в полной исправности. До момента таинственного взрыва, утверждали они, моторы и другие части самолета работали совершенно нормально: причиной пожара было «инородное тело», никоим образом не связанное с конструкцией самолета. Истинная причина этой трагедии должна быть установлена официальным расследованием, после детального осмотра обломков «Принцессы Кашмира», которые упали в море и лежат на сравнительно небольшой глубине.

Такое расследование было вскоре проведено. Специальная комиссия, назначенная правительством Индонезии, пришла к заключению. что причиной несчастья явился взрыв бомбы с часовым механизмом. Другими словами, «Принцесса Кашмира», ее экипаж и пассажиры оказались жертвами чудовищного заговора.

Вторая и не менее важная причина, почему рассказ Карника имеет огромное значение, состоит в том, что в нем показано поведение простых людей в минуты смертельной опасности.

Когда капитан Джатар и семь членов его экипажа отправлялись в роковой полет, они были ничем не примечательными людьми. Но в те десять трагических минут после взрыва, когда горящий самолет летел над открытым морем, каждый из этих людей проявил удивительную выдержку, смелость и хладнокровие, самопожертвование и необычайную преданность своему долгу - качества, присущие настоящим героям.

И капитан Джатар, - который до последней минуты не покинул пилотского кресла, несмотря на угрожавшую опасность, и совсем еще юная стюардесса Глория Берри. которая надевала спасательные пояса пассажирам, позаботившись о себе в последнюю очередь, как и другие члены экипажа, показали пример подлинного героизма, и ими вправе гордиться не только летчики, но и вся молодежь Индии.

Трое спасшихся после гибели самолета неоднократно подвергались смертельной опасности. Весь вечер, целую ночь напролет боролась с волнами эта горстка отважных людей. Даже в минуты наибольшей опасности они сознавали, что если не выживут, то мир будет считать гибель «Принцессы Кашмира» обычным несчастным случаем, происшедшим либо из-за неисправности мотора, либо по вине конструктора самолета, пилотов или штурмана, но никто никогда не узнает о подлинных причинах катастрофы.

Преступники, подложившие адскую машину, рассчитывали на полное уничтожение самолета при взрыве над открытым морем. Разве они могли ожидать, что кто - либо из членов экипажа или пассажиров останется в живых?

Штурман Патхак, второй пилот капитан Дикшит и авиаинженер Карник благодаря проявленным ими воле и героизму перед всем человечеством оправдали свой славный самолет и его командира, бесстрашного пилота Джатара, авиакомпанию «Эйр Индия Интернейшнл» и свою страну Индию, которая доверила экипажу «Принцессы Кашмира» доставить китайских делегатов на Бандунгскую конференцию. где им предстояло выполнить свою миссию по объединению стран Азии и Африки в борьбе за мир и прогресс во всем мире.

г. Бомбей.

10 апреля 1955 года. Обычный день бомбейского лета - солнечный, ясный и жаркий. Приехав после завтрака на аэродром Санта - Круц, я узнал, что вылет «Принцессы Кашмира» задерживается часа на два, так как еще не был закончен технический осмотр самолета. Это меня немного раздосадовало. Согласно расписанию, мы должны были завтра поздно вечером прибыть в Джакарту и на следующее утро вылететь в обратный рейс. Всякая задержка означала сокращение часов отдыха. И еще беспокоило меня то, что от Гонконга до Джакарты мне предстояло лететь с совершенно новым экипажем.

Вскоре после взлета я зашел в пилотскую кабину.

- Ну, Карник, куда вы летите? - спросил меня командир корабля. - В Банкок, наверное?

- Я, конечно, предпочел бы в Банкок, - ответил я. - Но на этот раз я лечу до Джакарты.

- Вам повезло, дружище, - заметил с улыбкой командир корабля. - Среди пассажиров будет премьер - министр народного Китая Чжоу Энь - лай.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого  российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о  Надежде фон Мекк   – женщине, видевшей смысл своего существования  в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.



Виджет Архива Смены