Свет незакатный

  • В закладки
  • Вставить в блог

Душевные предчувствия Николая Петровича не обманули, но участь крепостной «премьерши» была бы решена с определенностью отношений, свойственных обществу, случись на месте Шереметева другой человек его круга. Не только греха особого не видели в романе господина и крепостной его избранницы, но в исходе вольнонравного восемнадцатого столетия этому придавали особую пикантность, мало сказать, дозволенную, но обществом и поощряемую. Да в том-то и дело, что была крепостная графа избранницей его сердца, а не прихоти, и потому «роман» выходил далеко за пределы дозволенных правил, – искреннего чувства простить здесь не могли. Прибавим к тому, что шло дело о «первом женихе империи», за которого свою внучку прочила сама Екатерина, кстати, крайне скандализированная слухами о том, что чувства графа превосходят дозволенные условия. Да, любил Николай Петрович против правил – сильно и искренне. В избраннице своей нашел он ответное чувство и, видимо, ту нравственную опору, которая одна и могла быть причиной полного его духовного перерождения. Без сожаления оставил Николай Петрович прежнюю рассеянно-праздную жизнь: лошадей и охоту сменили глубокие умственные занятия, а искусство, прежде носившее более привкус моды, поглотило теперь время его и душу. Казалось, один только шаг и оставалось сделать вопреки условностям, но труден был этот шаг, так труден, что судить человека сплеча из нашего времени почти и невозможно.

Хоть род и положение создавали ему независимость и издавна слыли Шереметевы вольнодумами и своенравцами, но давно говорено на Руси: с волками жить – по-волчьи выть; и еще: плетью обуха не перешибешь. Так что «в калашный ряд», хоть и знаменитой актрисе, ходу не было. Тайно нареченная жила затворницей на тайной половине, к гостям Николая Петровича не выходила; да и в самом доме положение барской барыни становилось все несноснее: всякий охотник глаза колол крепостным ее происхождением. Нужны были меры оборонить любовь: чувства дали решимость превозмочь обстоятельства хотя бы отчасти.

Тогда-то и кинул Николай Петрович взгляд на позабытую усадьбу. Ради избранницы сердца недолгое время спустя оставлено будет славное и обжитое Кусково и взойдет звезда Останкина. А пока за Марьиной Рощей приказано строить не просто богатый дом, но чудо века – дворец-театр.

Ни в Москве, ни в Петербурге да и во всей Европе о подобном и не слыхивали. Затея сама по себе должна была влететь в копеечку, а не ударить в грязь лицом давним шереметевским было правилом. Да и времена обязывали. Над Москвою-рекой вставало уже во всем великолепии Архангельское; к делу приставлены там иностранцы, большие до русского золота охотники. Граф Безбородко, тоже богач безмерный, затевая новые покои, брал строителей непременно из-за границы, итальянцев да французов; золотую резьбу, недолго думая, прямо из Вены выписывал, а в родных краях приискивал архитектора титулованного и покачнул тем изрядно обильные свои капиталы. Николай Петрович Шереметев, хоть отродясь скуп не был и жил куда как размашисто, иного склада был человек. Иностранных мастеров оставил он соперникам, обошел вниманием украшенных титулами зодчих и с легким сердцем поставил к работам своих дворовых – Ванюшек, Гришек, Алешек и Павлушек, благо в вотчинах его несть им числа. Тут кстати будет из того же домашнего архива письмецо Николая Петровича к управляющему – весьма любопытное: «Для разной работы посторонних не нанимать, а исправлять оную своими мастерами со всяким успехом».

Перевернем страничку – опять рука Николая Петровича: «Подле галереи по красному хорошему грунту белый рафаэлевский арабеск сделать так, чтобы все походило на рафаэлевы ложи, а сии заставить сделать домовых живописцев Мухина, Калинина и Фунтусова».

Прибавив сюда архитекторов, руководивших строительством Останкина, увидим, что все это крепостные Шереметева – Павел Аргунов, Алексей Миронов. Григорий Дикушин. Если и мелькнет где раз-другой чужеземное имя, то походя, и свидетельства со стороны – тому подтверждение, а тут уж не грех заглянуть нам и в дневники особы коронованной, Станислава Понятовского, короля польского, посетившего вскоре Останкино и пораженного его совершенством:

«Из тех нескольких сот мастеровых и художников, которые там работали, можно было насчитать не более четырех-пяти иностранцев, а остальные были не только чисто русские, но и почти все люди самого графа Шереметева; если бы факт этот не был констатирован, трудно было бы этому поверить, до такой степени исполнение всей работы отличалось изяществом».

«Люди графа Шереметева»... Выражение, что и говорить, диковато и режет современный слух, но, глядя из нашего далека, обязаны мы расставить все по своим местам.

Объясняя выбор исполнителей для задуманного, расчетливость и. уж конечно, скупость к Николаю Петровичу никак не пристегнешь. И тут самое место справедливым словом помянуть известное, а в те времена более чем странное отношение Шереметева к крепостным. Грубовато, быть может, и сказано, но в этом смысле в Стас своей был Николай Петрович белой вороной. Не в том дело, что за провинности не отсылал он на конюшню, но доверие его к бесправному человеку на том не завершалось и подальше щедрых даров шло. Ему платили той же монетой, и, понимая, что из-под кнута чуда не сотворишь, с легким сердцем поставил он к работе своих крепостных, которые и должны были это чудо сотворить.

Да и как назовешь иначе то, что было задумано?!

Обгоним тут несколько события и войдем под сень расписных, легко парящих над паркетами плафонов – в нескончаемую анфиладу залов, наполненных светом, с обилием золотисто-прозрачных мерцающих люстр, канделябров, жирандолей и стройных торшеров. Оглядимся в повторенном зеркалами пространстве – не замкнутом, но как бы обрамленном изысканными по цвету и рисунку панно. Сказочное великолепие убранства, горящего то блестящим, то матовым золотом, не обрушивается на вас лавиной, но входит в душу, подобно тактам нарастающей музыки. Словно слышишь, как перекликаются сначала отдельные мелодии, затем причудливо переплетаются и звучат уже единой темой. Но некая тайна, до поры в ней скрытая, завораживает ожиданием чуда. Откроется оно потом и поразит тем, что все это великолепие несет в основе своей простейший материал – дерево.

Дерево царит в Останкинском дворце. Оно иллюзорно скрыто в толще его стен, колонн, перекрытий, лестниц, карнизов, кронштейнов и, конечно, в изумительной по виртуозности исполнения и художественному вкусу деревянной резьбе.

Это целый мир, где рядом с драгоценным палисандром, розовым деревом, амарантом, эбеном и черным дубом живут удивительной жизнью простейшие наши породы – сосна и береза, ель и липа: руки резчиков заставили дерево перевоплотиться в камень, бронзу, придали ему образы самые неожиданные!.. Не полагаясь полностью на свои впечатления, а отчасти и в подтверждение им, дадим слово авторитетному исследователю:

«Нигде – ни у нас, ни за границею – не встречается подобного... Нет той орнаментальной трудности, перед которой остановился бы останкинский резчик».

Усомниться в последнем не позволит, впрочем, даже самый беглый взгляд. Но добавим от себя и подчеркнем особенность, для темы нашей весьма важную: здесь безошибочно узнаешь руку и мысль художника из народа, которому и фантазию и вдохновение дают окружающая природа и повседневный его быт. Эта простодушная чистота впечатлений, так свойственная искусству народному, живет в Останкинском дворце всюду: то увидишь вкрапленные в орнамент венки полевых цветов или снопы ржи, то узнаёшь в нем причудливый рисунок изморози на окошках русской избы, то обнаруживаешь целые простенки, заполненные художественно сгруппированными предметами крестьянских работ – граблями, косами, серпами... И надо ли удивляться, что все это дышит любовью к изображаемому и неподдельной искренностью чувства?..

Удивляться, впрочем, нужно другому, ибо, кроме Останкинского дворца, не найдем мы еще примера, где так гармонично было бы совмещено совсем, кажется, несовместимое – классическая строгость архитектуры с изобильной нарядностью убранства.

Однако беглым этим очерком завершенного облика дворца мы опередили события. А между тем, пока строится Останкино, в полном своем блеске продолжаются «кусковские сезоны». Скоро все это переменит адрес, но, как и в Кускове, будет собирать к себе Николай Петрович гостей «хлеба-соли откушать и песенок послушать». К Останкину станут съезжаться сотни карет, а простого люда – из окрестных деревень – собираться будет тысяч до тридцати... На длинных, по всему саду, столах урчат десятиведерные самовары; хмельное зелье мерят бочками; едят сытно, пьют изрядно, но все идет впрок, потому что никогда не выходил праздник из границ, ему поставленных. По шереметевским традициям, был он представлением и «театром для себя»; зрители становились актерами и актеры – зрителями. По парку прохаживались русские пригожайки в фатах и крестьяне в разноцветных кафтанах, подпоясанных персидскими кушаками. Тут доставало всего и на всякий вкус: крепостные певцы и певицы пели итальянские арии; оркестр рожечников услаждал вкус народными мелодиями, а о затеях гуляний и говорить нечего...

И, как и прежде, жемчужиной праздника будет театр – спектакли с неповторимой актрисой, которой имя, едва появившись, обросло легендами. А пока с прежним блеском доигрывает она последние кусковские сезоны, но, сняв после сценического триумфа стотысячные бриллианты, украшавшие костюм героини, тайная хозяйка всего не смеет выйти к гостям, удаляется в боковые покои, на тайную свою половину... Когда затихнет праздник, поплачет с ней и Николай Петрович – «русский Крез» и бессильный вельможа. Сулит ли иную жизнь строящийся для нее театр по другую сторону Москвы?..

А между тем работы по постройке дворца были в полном разгаре, но велись под покровом тайны – все скрывал глухой забор, в окрестностях патрулировали конные егеря. Рассказывают, какой-то француз проник все же за ограду и, спрятавшись в кустах, пытался сделать зарисовку строящегося дворца; его обнаружили, и, конечно, досталось французу на орехи...

Быть может, историческая эта мелочь и к слову пришлась, но обстановку тех дней дополняет она подробностью любопытной. Наиболее же интересное сохранилось в документах, до нас дошедших, и, коли уж повадились мы в домашний архив Шереметевых, еще одно туда хождение не окажется лишним, ибо среди прочего хранятся там ежедневные отчеты управляющего строительством. Вот что он пишет в одном из них: «Работы домашними мастерами производятся по настоящей скорой надобности, не исключая праздничных и воскресных дней, и в ночное время работают со свечами до девяти, а по утру с пятого часу... стараются неусыпно».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 10-м номере читайте о жизни и творчестве поэта Арсения Тарковского, о том, как Наполеон чуть было не породнился с семьей российских императоров, о Лидии Делекторской – ставшей музой художника Матисса, о романтике, мастере психологической прозы - писателе Джозефе Конраде, окончание детектива Ларисы Королевой «Шоу толстушек» и многое другое



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Мятежный секс-символ Европы

28 сентября 1934 года родилась Брижит Бардо

Памяти Михаила Зощенко

10 августа 1895 года родился Михаил Михайлович Зощенко

Писатель, актер, режиссер...

25 июля 1929 года родился Василий Макарович Шукшин