Из романа «Юноша»
Вот уже несколько дней у Миши замечательно бодрое настроение: «Я вступил в полосу везения. Теперь пойдут удачи»... Особенных причин для такого оптимизма не было. Из двадцати рисунков, предложенных им в журналы, приняли только три. Правда, хвалили, выдал» аванс, но сказали, что рисунки малоактуальны и непонятны массовому читателю.
О зачислении в университет ранее будущей осени и нечего было думать Декан физико-математического факультета внимательно выслушал Мишу, но никак не мог понять, почему ради Колчи надо нарушить общие правила приема:
- Желающих поступить очень много. Мы ни для кого не делаем исключения. В будущем году на общих основаниях милости просим.
Откуда же этот ликующий оптимизм? Откуда эти флейты и валторны? Задуманная картина! Вот что гремело оркестром и создавало впечатление огромной удачи. Он напишет, как Яков Свердлов решительным движением, отстранив председателя Учредительного собрания, взялся за колокольчик. «Первый звонок» - так Миша назовет картину. Это - осмысленное название. Первый звонок диктатуры пролетариата. Для Миши это название имело еще свой смысл. Он всегда, начиная новую картину, считал все написанное им до сих пор ученическими упражнениями, а вот сейчас будет настоящее, зрелое. «Мой первый звонок в искусстве». Десятки деталей и подробностей возникали в голове. Колокольчик сиял блеском молодого месяца. Флагом восстаний алел отворот кожаной тужурки Свердлова. В председателе он изобразит всю подлость, все лицемерие, всю ложь уходящего мира. Неизбежный закат и вместе с тем сопротивление и ненависть. Этот страшный мир. Они отрубили бы голову Марксу. Они перехватили бы веревкой горло Ленину и застрелили бы Сталина. Председатель - это гот страшный мир. Сопротивление, ненависть и неизбежный закат...
Хотелось немедленно приступить к работе. «Спокойней, Миша, спокойней!» - сдерживал он себя.
Ему будущая картина представлялась событием в искусстве, ослепительным ударом разорвавшейся бомбы среди тусклых холстов прочих художников. Конечно на выставку придут Владыкин и эта Нина. Миша с ней холодно поздоровается... Михаил смотрел владыкинские картины. Они ему мало понравились. Это добротно и лучше других. Но Владыкина губят передвижники. Глядя на его работы, кажется, что уж где - то что - то похожее видел. Какое мне дело до Владыкина? У меня свой путь.
Миша ни о чем не мог думать, только о своей картине. Минутами.
Основная идея романа «Юноша»: молодость не зависит от количества лет. Михаилу Волче (один из участников романа) 18 лет, но он по своим мыслям, чувствам - старый человек. Это - индивидуалист со старыми понятиями о славе, любви и мужестве. Его дядя - 37 - летний Александр Праскухин. большевик с 1917 г., участник гражданской войны, а сейчас участник социалистической стройки - главный герой романа. Он - юноша. В данном отрывке на примере биографии Свердлова также подчеркивается идея романа. Якову Свердлову было 34 года, когда он умер, а насколько он был моложе многих сегодняшних двадцатилетних!
она вспыхивала перед ним, и он слышал всеобщее одобрение. «Спокойней, Миша, спокойней!» Наспех ел, много курил, и все время возникали новые детали и подробности. Приготовив подрамник, он по особому своему способу загрунтовал холст. Отобрал краски: черные, золотые, красные, белые. Миша любил запах красок. Краски его волновали, как цирк детей.
Прежде чем приступить к работе, он прочел биографию Свердлова.
Первый раз Якова Свердлова арестовали, когда ему было шестнадцать лет. Хоронили социал - демократа Бориса Рюрикова, недавно освобожденного из тюрьмы, где его держали семь месяцев в одиночной камере без света и свежего воздуха. Товарищ» несли гроб. Пели «Марсельезу» и «Вы жертвою пали». День был сырой. С Волг» дул холодный ветер. Дорога грязная. Полиция разгоняла толпу. Торговцы запирали лавки. Среди провожающих выделялся курчавоволосый, толстогубый мальчик. Он пел громче всех. То он разворачивал красную ленту от венка, так, чтоб все могли прочесть надпись: «Не надо плакать, а мстить», то доставал платок из кармана, и оттуда незаметно выпадали прокламации, то зачем - то прикрывал рот рукой и гул потрясал воздух: «Долой самодержавие!». Мальчик приколол прокламацию к крышке гроба, а когда гроб выносили из церкви - прибил листовку к дверям храма. Полиция его заметила.
- Кто этот паренек?
- Яша Свердлов с Покровки. Сын гравера, - сообщили шпики.
На следующий день его арестовали.
Жандармы лаской и угрозами старались выпытать у кареглазого тощего мальчика все, что он знал о своих товарищах социал - демократах. Они полагали, что это им удастся без всякого труда и крайне удивились, услыхав энергичный бас, совершенно непропорциональный весу тела:
- Категорически отказываюсь давать какие - либо показания. По освобождении из тюрьмы Якова никуда не принимали на работу. Партийная организация послала его в Сормовские мастерские. Там рабочие работали по тринадцати часов в день. Квалифицированный токарь получал 1 р. 20 к., чернорабочий - 40 к. Беспощадно штрафовали. За утрату номера - 50 к., за неисправную работу - 75 к., за нарушение тишины - 1 р., за ослушание мастера - 1 р. Заработок выдавали один раз в месяц. Продукты приходилось брать по заборной книжке из заводской лавки, где все товары были дороже и хуже. Рабочие жили в казарме по 20 - 25 чел. в каморке. Семейные вместе с холостыми. Больниц и школ не было, только трактиры.
Кабак со слепым цимбалистом... Тяжелый труд и беспросветная нужда...
Чахоточные дети... По отчетам акционерного общества «Сормово» завод давал ежегодно прибыли несколько миллионов рублей.
Свердлов организовал в Сормове подпольные кружки, проводил массовки, митинги, руководил стачками, распространял прокламации. Жандармы несколько раз производили у Якова обыск, но не к чему было придраться: одеяло, подушка, папиросы, зубная щетка, гребешок. Все - таки его арестовали и выслали под надзор полиции в Нижний. Ему запретили выезжать из города, но он уехал на партийную работу в Кострому, а возможно и не в Кострому. Охранники не знали, где он. Департамент полиции разослал в четырнадцать губерний приказание: «В случае обнаружения местожительства Якова Свердлова обыскать его, арестовать и препроводить в Нижний - Новгород». У него не было местожительства. И номера комнаты не было, и адреса не было. Как его найти? Он то останавливался у знакомых, то у товарищей, то у рабочих. В каждом городе у него свои. Казань, Саратов, Нижний, Пермь. Где его искать?.. Ищите его. Ищите в Поволжье. Ищите в рабочих районах...
Летом 1903 г., когда произошел раскол социал - демократической партии на меньшевиков и большевиков, Свердлов примкнул к течению Ленина. До этого жандармы называли Якова «Малышом», теперь переименовали в «Махрового». А он сам себя называл «Андрей». 1905 г. застал его на Урале, в Екатеринбурге. Уральские рабочие прекрасно знали Свердлова и очень ему верили. Он рабочим был так же необходим, как кислород, как кровь, как красный флаг в демонстрации. Его всегда выбирали председателем собраний:
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.