Судьба «Автопортрета»

Константин Иванов| опубликовано в номере №969, октябрь 1967
  • В закладки
  • Вставить в блог

В Ленинграде, в Русском музее, сегодня вы сможете увидеть две картины знаменитого русского художника начала XIX века Карла Брюллова. Эти полотна неразрывно связаны с Италией, с ее прошлым. Одна из них - огромная, величественная - называется «Последний день Помпеи». На ней - кроваво-красный отсвет извержения вулкана Везувия. Мы видим вереницу людей различных характеров, общественных положений. Их лица напряжены перед страшным концом - вскоре они будут погребены под дождем раскаленных камней и пепла. На ступеньках помпейского храма, освещенного вспышкой молнии, мы замечаем юношу с кудрявой головой и немного приоткрытым от удивления ртом. На голове юноши плоский ящик с кистями и красками. Это художник. Он жадно, с каким-то неистовым любопытством всматривается в огненный столб дыма над вулканом. Теперь установлено, что образ юноши из Помпеи - это автопортрет Карла Брюллова. Особенно наглядно в этом можно убедиться, если познакомиться с другим, по сути, эскизным произведением Карла Брюллова, хранящимся в Русском музее, - «Автопортретом». Остановимся подробнее на примечательной истории этого эскиза. В номере газеты «Санкт-Петербургские Ведомости» от 14 марта 1873 года говорилось: «Кстати, о Брюллове. В прошлом году нашелся около Милана дотоле неизвестный его портрет, писанный им самим, и нашелся при следующих обстоятельствах. Известный флорентийский живописец Ус-си заглянул в окрестности Милана, куда прибыл на выставку. Болезнь спутника заставила его заехать в ближайший городок за доктором. В вагоне он разговорился с соседом, доктором Урньяни, который объявил ему, что ему не, первый раз случается знакомиться с художественными знаменитостями, и он назвал Брюллова. Оказалось, что Брюллов более года жил в семействе его тестя Карло Кадео в эпоху, когда была выставлена в залах «Помпея»...» Старая газета рассказывает, что русский художник предназначал свой портрет для галереи Уффици во Флоренции. Но жизнь резко изменила планы. Автор картины «Последний день Помпеи» должен был срочно выехать на родину. Автопортрет оказался незаконченным. Многие любители искусств просили продать за большие деньги это произведение. Но Брюллов отказался. Целый год прожил русский живописец в гостеприимной семье Карло Кадео. Скромному итальянскому семейству и подарил Брюллов свой автопортрет. Этот год, по воспоминаниям самого Брюллова, был едва ли не самым счастливым в его жизни. Дальнейшая судьба «Автопортрета» оказалась сложной и запутанной. Долгое время портрет Брюллова был у потомков Карло Кадео, затем портрет сменил многих хозяев. В 1902 году его купил русский инженер и привез в Россию. Наконец дар художника итальянцам был выставлен в Русском музее в Ленинграде.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены