Немного написано у нас о студентах, и потому повесть Юрия Трифонова «Студенты» привлекает к себе большое внимание. Перед нами проходит целая галерея образов - Вадим, Сергей, Андрей, Лена, Ёлочка, Рашид и многие другие.
Если учебные сессии бывают два раза в год, то экзамены на звание советского человека, советского специалиста сдаются студентами ежедневно, ежечасно. Именно так представляется нам развитие всех образов, и в первую очередь - Вадима.
В повести обращают на себя внимание цельностью характера, последовательностью поступков, правильностью суждений, - словом, привлекают симпатии читателей Пётр Лагоденко и Андрей Сырых. Конечно, Лагоденко погорячился в конфликте с Козельским, но он прав, глубоко прав. Он первый увидел порок в работе профессора, хотя ещё не умеет правильно подойти к его разоблачению.
Строки, посвященные Андрею, его семье, его прежней работе на заводе, нельзя читать без чувства гордости за таких людей. Этим людям веришь сразу, без сомнения, и никогда не ошибаешься в них. Стиль его работы, его отношение к жизни, к окружающим - всё говорит о настоящем советском человеке, с детства воспитанном в труде, привыкшем понимать труд как творчество, как цель и смысл жизни. Недаром так тепло относится к Андрею заводской коллектив.
Очень умело показана автором связь студентов с производством. Лица, которые мы встречаем на заводе, обрисованы просто, чётко и правдиво. Да, немыслим советский специалист в любой области, если в годы своей учёбы он замыкается в узком академическом кругу, если он не знает жизни, отгораживается от людей, которыми будет руководить, которых должен будет воспитывать.
Очень хороши и поэтичны образы Ёлочки и Рашида. Это самые молодые среди студентов; в них ещё так много наивности, непосредственности, романтики. Они вносят в повесть свежесть первой юности, дыхание безоблачной весны.
От всей повести веет правдивостью. А места, где автор рисует Москву, - сколько здесь скрытого чувства, мягких, но ярких красок! Как хорошо даны все времена года - тонко, лирически! Особенно это относится к описаниям Борского зимним днём и ранней весной.
Не считая небольших погрешностей, повесть даёт цельное и верное впечатление о студенческой жизни.
Нам хочется поговорить здесь о Сергее Палавине, о том Палавине, который был наказан коллективом за эгоизм. Его образ в повести Юрия Трифонова «Студенты» интересен не только тем, что он, может быть, дан более подробно, чем другие персонажи, но и тем, что ещё можно встретить палавинские черты среди некоторых наших студентов.
Сергей Палавин - это начитанный, можно даже сказать, талантливый юноша, однако он не понимает настоящей цели труда, не дорожит чувством дружбы, любви. Об этом очень хорошо сказал на заседании комсомольского бюро один из друзей Палавина, Вадим Белов: «И только одно любить страстно, об одном заботиться по - настоящему, талантливо, беззаветно, не жалея ни времени, ни труда, - любить себя, заботиться о своём собственном будущем. Так ты собираешься жить, Сергей? Так жить мы тебе не позволим!»
Вадим Белов, уже созревший, оформившийся советский человек, называет Палавина безнравственным. И он прав: разве можем мы, комсомольцы Советской страны, позволить палавиным заботиться только о своём собственном будущем?!.
Папавин получает строгий выговор на комсомольском собрании. Что же происходит дальше, как показан процесс перевоспитания Сергея? Что победит а нём: чувство коллектива или личное «я»?
В повести говорится, что Палавин после двадцатидневного добровольного заточения в собственной квартире приходит к Вадиму. Он много передумал за эти дни, почувствовал, насколько трудно быть одиноким, и стел совсем другим человеком.
Но ведь это могло случиться и по другим причинам, помимо раскаянья?
Он, который всю жизнь довольствовался «полуискренними чувствами, удобной любовью, маргариновой дружбой», - он в действительности сти не может существовать без общества. Любому карьеристу нужна лестница, чтобы карабкаться по ней вверх. А если некому показать лишний раз свою начитанность, блеснуть остроумием и эрудицией, то поневоле почувствуешь и тяжесть и ужас одиночества и сами собой вылетят из головы мысли о «красивом страдании» в тиши своей квартиры. Остаётся только вернуться назад, снова занять своё место в коллективе, но впредь быть осторожнее и не доверять больше «друзьям детства»...
Хотелось бы, чтобы это было не так.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.